Евродепутаты попросили не забирать у граждан РФ машины и при этом ужесточить антироссийские санкции
Европарламент призвал не забирать у россиян машины и личные вещи. Но в то же время в своей резолюции евродепутаты требуют от Еврокомиссии ужесточить санкции в отношении России. Конфискация личных вещей, по их мнению, дискредитирует цель санкционного режима. Поможет ли это требование россиянам, у которых уже забрали автомобили?
В начале осени Еврокомиссия сделала разъяснение, из которого следовало: россиянам запрещено въезжать в ЕС на личном транспорте, а также со смартфонами и даже со своей косметикой. Потом в Брюсселе выпустили еще несколько уточнений. Их некоторые страны Европы трактуют примерно так: зарегистрированным в России авто въезд в Евросоюз запрещен. А кое-где машины грозились конфисковывать прямо на границе. То есть все граничащие с Россией государства Шенгенской зоны запретили приезжать к ним и находиться внутри на российских номерах: страны Балтии, Польша, Финляндия, Норвегия. К ним присоединилась и Болгария. А первой начала Германия, хотя у нее и нет сухопутной границы с РФ. В июне Business FM рассказывала, как арестовывают машины россиян в ФРГ. Случаев было более десятка. Герою июньского материала Андрею машину так и не вернули, как и десяткам других граждан России. Продолжаются судебные разбирательства. Рассказывает Андрей (имя изменено):
«Можно сделать вывод, что все это сильно политизировано и пока решения какого-то общего не будет, машину ни мне, ни всем остальным никто не отдаст. Была ситуация: одним людям прокурор предложил заплатить 10 тысяч евро — якобы штраф за нерастаможку автомобиля. Хотя они не должны были его растаможивать, потому что они въезжали как туристы. Плюс 5 тысяч евро прокурор попросил перечислить в детский благотворительный фонд: «Если вы это выполните, мы вам машину отдадим». Естественно, люди не согласились на такие условия».
Не совсем ясно, как такие требования связаны с приписываемым нарушением санкционного режима. Летом мало кто понимал, на каких основаниях машины конфискуют. Местные власти ссылались на санкционные нормативы аж 2014 года. Позже Еврокомиссия подтвердила: да, по ним можно забирать чуть ли не средства личной гигиены и одежду, а не только авто — каждая страна ЕС вольна трактовать нормы по-своему. Правда, о каком-то систематическом изъятии вещей сообщений не было. Вернуть автомобиль удалось только одному россиянину: решающим фактором стал германский ВНЖ. Резолюция Европарламента ни к чему не обязывает официальный Брюссель. И даже в суде россиянам особенно нет смысла к ней апеллировать, считает адвокат, партнер BGP Litigation Сергей Гландин:
Сергей Гландин адвокат, партнер BGP Litigation «Резолюция носит рекомендательный характер, чтобы показать: российские власти отдельно, российские физические лица отдельно. Ссылаться в суде на нее, я думаю, будет нельзя, потому что это не является источником права в ЕС и в законодательстве стран — членов ЕС. Ссылаться в суде человеку можно на что угодно, хоть на Библию. Но судья выносит решение только на основании либо норм материального права, либо, если это страна с прецедентной системой, то на правовых позициях высших судов, высказанных при рассмотрении похожих дел».
В той же резолюции Европарламент призывает расширить санкции, включив в них российскую алмазную отрасль, все крупные нефтяные компании и Газпромбанк. Евродепутаты требуют от Еврокомиссии работать над снижением цен на российскую нефть и препятствовать попаданию в ЕС топлива и алюминия из России.
В Еврокомиссии отказались дать РИА Новости комментарий, последует ли пересмотр запрета на личный автотранспорт россиян после призыва Европарламента.