Эксперты рассказали, сколько стоит давать на чай за хорошую услугу и как это сделать без налички

Есть масса ситуаций, в которых очень хочется поблагодарить официанта, курьера или кого-то ещё за то, что он подарил хорошее настроение или выполнил услугу с особым усердием. Для этого можно просто дать чаевые. Но не всегда понятно, как именно это сделать. Как правильно оставлять чаевые, можно ли отказаться, если они включены в чек, и что делать, если нет мелкой налички «на чай», «Секрету фирмы» объяснили Надежда Коломацкая, специалист по этикету и клиентскому сервису, и Артур Гаврилов, генеральный директор и основатель платформы для перевода чаевых «Плавно». Когда давать чаевые и сколько Что такое чаевые Чаевые — это добровольная благодарность за быстрое обслуживание, качественный сервис либо просто знак симпатии, объясняет специалист по этикету Надежда Коломацкая. Обязательно ли давать чаевые в России Нет. В некоторых странах чаевые могут быть обязательными, так как это часть зарплаты. Но в России такого закона нет, поэтому давать чаевые или нет — дело добровольное. Сколько чаевых дать Когда лучше оставлять чаевые Оценить и поощрить работу, по словам эксперта, можно несколькими способами: - Первый — оставить чаевые сразу после оказания услуги. Например, официанту в ресторане, заправщику на АЗС. - Второй — поблагодарить в конце периода: например, гида после окончания путешествия. - Третий — дать чаевые в конце года, как годовую премию: например, парикмахеру, косметологу, репетитору, стоматологу и так далее. При этом знаки благодарности могут быть выражены не только в денежной форме, но и в виде приятных подарков по поводу (на праздники) и без особого повода. Это подчеркнёт ваше внимание и желание сделать приятное тем, кто на постоянной основе оказывает вам качественные услуги и радушный сервис. Зачастую о том, чтобы оставить чаевые, мы задумываемся в заведениях общепита. Здесь есть несколько моментов, на которые обращает внимание Надежда Коломацкая. Во-первых, при оплате наличными по счёту считается неприличным забирать монеты из сдачи. Не планируете оставлять чаевые — лучше платить картой. Во-вторых, в ресторанах всё чаще можно встретить включение чаевых в общий счёт при обслуживании компаний от определённого количества человек. От них можно отказаться, если обслуживание вам категорически не понравилось: просто скажите администратору, что отказываетесь платить чаевые. С 2021 года в Правилах оказания услуг общепита появился пункт , запрещающий включать в чек чаевые без согласия гостя. Если же вам всё понравилось и вы согласны оплатить указанные в чеке чаевые, в дополнительных нет необходимости, как говорит эксперт. Но и лишить вас желания дополнительной материальной благодарности никто не может, если сервис превзошёл ваши ожидания или понравился по каким-то другим причинам. Как именно можно оставить чаевые Другой вариант, который предлагает эксперт, — добавить мелкую купюру к расчёту. Например, вы уже заплатили за доставку в приложении, но хотите отблагодарить курьера — за скорость, за аккуратность, за пунктуальность. Можете дать ему мелкую купюру, эквивалентную примерно тем же 5–15% стоимости услуги. Сложнее дать чаевые, если наличных денег совсем нет, кроме каких-то монет в кармане. Здесь многое зависит от того, предусмотрела ли компания — ресторан, служба доставки, заправка и так далее — варианты безналичного «чая». Клиент сканирует QR-код камерой смартфона, переходит по появившейся ссылке и попадает на страницу онлайн-сервиса, где оставляет чаевые с карты (где-то надо вводить данные, где-то, например, работает SberPay). Они сразу упадут на карту сотрудника, привязанную к сервису, предоставившему QR-коды. Во-вторых, сервис для чаевых может быть интегрирован в приложение компании — как ресторана, так и службы доставки, магазина и так далее. После того как человек получит услугу, приложение пришлёт push-уведомление с просьбой оценить сервис. Там же появится предложение оставить чаевые: их спишут с привязанной карты. У одних компаний сумма чаевых фиксированная — в процентах или рублях, у других можно выбрать из нескольких вариантов. Такой способ может быть удобен, когда уже после получения услуги и расчёта захотелось поблагодарить сотрудника: например, вы ушли из ресторана и решили, что всё же надо дать официанту на чай. Если же совсем никаких вариантов нет, но дать на чай хочется, по словам эксперта, можно предложить сделать перевод на карту обслуживавшему вас сотруднику. Проще всего перевести через СБП (Систему быстрых платежей), чтобы исключить риск комиссии. И опционально оставить комментарий в переводе, что это на чай.

Эксперты рассказали, сколько стоит давать на чай за хорошую услугу и как это сделать без налички
© Секрет Фирмы