Войти в почту

о дискуссии на тему возможного запрета в России одежды, закрывающей лицо

«Запрет никабов якобы осложнит отношения с мусульманскими государствами. Да? Хочется спросить: это с какими? Аргумент, что это как-то ущемит российских мусульман, и вовсе выглядит странно, если учесть, что никаб — это привнесённая традиция. Даже для арабских городов. Это традиция арабской деревни, аула. Моя татарская прабабушка, бабушки в жизни не носили никабы. А любой, кто попытался бы их замотать в никаб, очень сильно об этом пожалел бы».

о дискуссии на тему возможного запрета в России одежды, закрывающей лицо
© RT на русском

Споры о никабе, которые нынче будоражат наше общество, если присмотреться, выглядят довольно несбалансированно. Объясню почему.

Сторонники запрета никабов в России ссылаются на практику запрета оных во множестве мусульманских стран. Полностью или частично никаб запрещён в Египте, Тунисе, Индии, Индонезии и Марокко. Даже в довольно радикальной Саудовской Аравии обязательное ношение никаба отменено с 2018 года.

Никаб запрещён в странах Центральной Азии. А в Таджикистане запрещён и хиджаб. Да, просто мусульманский платок. Даже в Афганистане талибам* приходится мириться с тем, что в крупных городах женщины нередко не носят никабы. Равно как и представители хазарейцев или нуристанцы. Да, противоречит талибовским представлениям об исламе. Но дружба с Китаем и Ираном сама себя не построит.

Сторонники запрета никабов в России приводят аргумент, что никаб вообще не является традицией местных мусульман. Ни в Татарстане, ни в Башкирии, ни в Сибири татарские женщины не носили никабы. И на Кавказе тоже не было такой традиции, разве что в имамате Шамиля никаб стал частью повседневной одежды.

Собственно, исламская традиция вообще не определяет обязательность ношения именно никаба.

По мнению исламских учёных Университета Аль-Азхар в Каире (авторитет этого заведения вообще не подвергается сомнению никем), ни Коран, ни Сунна не предписывают его ношение и не обязывают женщин-мусульманок надевать никаб. Никаб — это традиция, ставшая своего рода нормой и происходящая из обычаев некоторых стран. Но в основных положениях мусульманского права про никаб ничего не говорится.

В Малайзии мусульманки не носят никабы. Делает ли это их вероотступницами? На самом деле, в России есть регион, где давно выработана однозначная позиция по никабу. Фактически запрет. Это Чечня. В 2020 году муфтий Салах Межиев заявил:

«Закрывать лицо является грехом, и это действие требует искупления. Сейчас же никаб носят не из традиционных арабских соображений, ведь никто не запретит вам его носить, если вы будете жить в одной из арабских стран. Сейчас никаб носят и пропагандируют носить люди из ваххабитского течения. Наши бабушки и прабабушки, которые отличались ещё большим иманом, не носили никаб».

Похожая позиция и у главы Чечни Рамзана Кадырова. «Мы никому не позволим скрывать лицо, укутывать подбородки. С этого начинали те, кто взрывался на улицах Грозного. Десятки девушек находятся в Сирии и других горячих точках. И они начинали с того, что закрывали лица» — это прямая цитата.

А что, собственно, противники запрета никабов в России? Какие аргументы?

Ну что касается теологических, то, как видим, находить цитаты за и против можно очень долго. А прочие аргументы? Запрет никабов якобы осложнит отношения с мусульманскими государствами. Да? Учитывая всё вышеизложенное, хочется спросить: это с какими?

Аргумент, что это как-то ущемит российских мусульман, и вовсе выглядит странно, если учесть, что никаб — это привнесённая традиция. Даже для арабских городов. Это традиция арабской деревни, аула.

Моя татарская прабабушка, бабушки в жизни не носили никабы. А любой, кто попытался бы их замотать в никаб, очень сильно об этом пожалел бы.

Повторю, дискуссия о никабах выглядит крайне странно. Россия ведь просто копирует законодательство мусульманских стран. Отчего это вдруг вызывает тревожные эмоциональные выбросы у отдельных представителей российских мусульман — непонятно совершенно.

* «Талибан» — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.