Войти в почту

Китай продолжает поражать и ошеломлять

Я люблю Китай, был там много раз. А впервые прилетел в 1996 году на авиасалон в Чжухае, который тоже оказался первым в китайской истории.

Китай продолжает поражать и ошеломлять
© Российская Газета

Помню свое недоумение. Ни в одном из редких тогда отелей Чжухая не оказалось свободных мест, и нашей делегации пришлось поселиться в соседнем "капиталистическом" Макао, каждый день ездить на выставку на автобусе туда-обратно через границу, отстаивая огромные очереди. До сих пор храню тот свой паспорт, украшенный двумя десятками красных штампов, которые ставились каждый раз при пересечении границы.

Парк "Окно в мир" в Шэньчжене когда-то меня просто поразил. Это сейчас подобные парки пооткрывали по всему миру и ими уже особо не удивишь, а тогда, в середине 1990-х он казался фантастикой. Ну представьте - огромная зеленая территория, на которой местные умельцы скопировали 130 "чудес света" из разных стран. Причем все копии выполнены в строгом соответствии с оригиналами, только в разных пропорциях: от 1:1 до 1:15. Эйфелева башня, к примеру, сделана точь-в точь как в Париже в масштабе 1:3, причем в ней есть даже такой же лифт, поднимающий на смотровую площадку на самом верху. Фото: Игорь Черняк

Но это еще ладно. Раз мы с коллегой решили своими глазами, не из автобуса, посмотреть, наконец, что же представляет из себя этот таинственный Чжухай. Перешли границу, прошли несколько слабо освещенных улиц и пару небольших рынков, и - заблудились. Оказалось, это была катастрофа. Все указатели - только на китайском. "Извините, где Макао?", "Sorry, where is Makao?" - напрасно приставали мы к прохожим, многие из которых были одеты в одинаковые серые френчи, похожие на тот, что носил товарищ Мао. Но никто из жителей Чжухая ни по-русски, ни по-английски не говорил. Более того, при виде иностранцев многие испуганно шарахались в сторону. Ничего не изменилось и после того, как кто-то из нас вспомнил, что Макао в Китае называют Аомынь - местные жители по-прежнему нас не понимали.

И если копии Зимнего дворца, Тадж-Махала или Статуи Свободы просто удивляли точностью деталей, то попробуйте скопировать африканский водопад Виктория. А китайцы смогли, причем у меня есть фото на фоне и оригинала, и копии - не каждый увидит разницу. Фото: Игорь Черняк

Смеркалось. Мы нервно метались по темным улицам и уже готовились заночевать где-нибудь под мостом, как вдруг наткнулись на сверкающий огнями недавно построенный отель. И - о чудо! - парень на ресепшн знал несколько слов по-английски. Он-то и оказался нашим спасителем.

С тех пор авиасалоны в Чжухае проводятся каждые два года, я летал на многие из них, и своими глазами мог наблюдать, как с каждым разом меняется жизнь в Китае.

Водопад Виктория. Фото: Игорь Черняк

Через два года френчи "а-ля Мао" практически исчезли, чиновники, которых на выставке было много, перешли на европейские костюмы. Помню, наши улыбались - привычки носить их у китайских коллег не было, потому брюки они не подшивали и те нередко волочились по полу. "Лейбл" на правом рукаве с названием фирмы, выпустившей костюм, они тоже не отпарывали - наоборот, ходили по павильонам, гордо выставляя его напоказ. Но уже через два года костюмы сидели на наших китайских товарищах безукоризненно, причем были пошиты "с иголочки" и от лучших европейских производителей. Вместо велосипедов и мотоциклов на дорогах появились самые современные автомобили.

Памятник отцам-основателям США. Фото: Игорь Черняк

С каждым приездом мы встречали все больше тех, кто говорит по-английски, заметно улучшился русский язык переводчиков. Мне показалось, более открытыми и свободными стали и коллеги-журналисты.

В Китае приходилось бывать в Пекине и Шанхае, на Хайнане и в Циндао, в Сиане, Кашгаре, Урумчи, Гонконге, Гуанчжоу, Шэньчжэне, Чэнду, Лхасе. Но перемены ярче всего я наблюдал в том же Чжухае. На моих глазах за неделю там практически построили многоэтажный дом - каждое утро можно было наблюдать из окна, как он рос. Практически на моих глазах из небольшого сонного городка, где когда-то нам невозможно было найти нормальную гостиницу, вырос красивейший современный мегаполис, 2,5 млн жителей. С живописными парками и просторными проспектами, что особенно бросается в глаза, когда приезжаешь из тесного душного Гонконга. А многокилометровые мосты, уходящие далеко в море к Макао и Гонконгу и поражающие воображение? А эти колоссальные масштабы - когда мы ехали из Чжухая в Гуанчжоу, не смогли определить, где заканчивается один город и начинается другой. А между ними, между прочим, 125 километров. Или подземный рынок у границы с Макао, чем-то напоминающий торговый центр "Охотный ряд" под Манежной площадью - гордость мэра Москвы Лужкова, но только раз в 20 больше...

Роботы в коридорах отелей, бесшумные электромобили с зелеными номерами на улицах, поезда, летающие со скоростью 350 км/ч, и прототипы, уже тестирующие скорости до 1000 км/ч, беспилотники, выполняющие десятки видов" мирных" работ, космические аппараты, один из которых недавно приземлился на обратной стороне Луны, "оплата ладонью" в магазинах, проход в аэропорт "по лицу" и другие современные технологии - достижения КНР за последние 30 лет можно перечислять долго.

И Китай продолжает поражать и ошеломлять. Остается пожелать, чтобы он развивался не только стремительно, но и гармонично, на благо миллионов своих граждан, и служил примером воплощения идей равноправия и социальной справедливости для остального мира.