Как в Таджикистане отмечают праздники земледельцев?
Четыре древних праздника ежегодно отмечают в Таджикистане. Все они связаны с земледелием. И у каждого свой сезон. Сейчас время торжества Тиргон – праздника созревания пшеницы. Однако все напрямую объединены четырьмя элементами. Так повелось еще с зороастризма. А таджики являются потомками арийской цивилизации.
Сада
Открывает эту четверку – Сада, ударение на вторую А. Это торжество победы тепла и света над холодом и тьмой. А главный символ – горящий костер. Отмечают Сада в середине зимы, и огонь должен согреть землю и подготовить людей к земледельческим работам. В эти дни разжигали большие костры, прыгали через них, пели песни и загадывали желания. Также символом считается кузнец и его ремесло. А все потому, что именно он готовил лопаты, плуги, мотыги – все необходимое для возделывания земель.
Но к началу праздника дехкане копали каналы, что-то вроде водостоков, чтобы полить ледяной водой сады и виноградники. А еще таким образом они промывали землю. Параллельно начиналась обрезка саженцев и посадка плодовых деревьев. А вот после празднования жители упорно начинали готовиться к новому сезону. Считалось, что именно в эти дни в земной коре начинается пробуждение, природа возрождается. И тут наступает Навруз.
Навруз
Навруз – это приход весны, начало полевых работ, обновление природы и человека. Отмечают его в день равноденствия – 21 марта. С фарси переводится как «новый день». Но если Сада связан со стихией огня, то Навруз с землей. Существовал ритуал, когда дети с глиняными свистульками в виде драконов забирались на крыши домов и начинали свистеть. Дракон – это небесная стихия, и так дети зазывали дождь, чтобы он увлажнил поля для начала пахотных работ. Свистульки потом обязательно разбивали, причем об землю, чтобы год выдался урожайным.
Тиргон
Середина лета. Пришло время праздника Тиргон, его стихия – вода. Он проходит в дни созревания пшеницы, фруктов и их сбора. А для выращивания зерновых и проведения повторного посева аграриям обязательно требовалась вода. Арийцы отмечали этот праздник с надеждой, что будет дождь и никакой засухи. Согласно древним источникам, по традиции, во время торжества люди разбрызгивали по домам воду и окропляли ею друг друга, очищали свои жилища, надевали чистую белую одежду, перемалывали в муку пшеницу нового урожая, украшали праздничные столы хлебом и фруктами.
Согласно поверью, празднование Тиргон связано с появлением радуги после дождя. Она считалась луком богатыря Тира – ангела дождя. В «Авесте» говорится, что он выстреливал дождевыми стрелами по землям Ахуры Мазды – это верховный бог зороастрийского пантеона. Также он сражался с демоном засухи, который мечтал уничтожить все живое на земле. Первую битву Тир проиграл. А вот вторую выиграл, и земля расцвела после долгожданного дождя. Поэтому в этот день проводят соревнования по водным видам спорта и стрельбе из лука.
Мехргон
Мехргон отмечают в дни осеннего равноденствия, и его празднование приходится на седьмой месяц мехр. Праздник символизирует благодарность за хороший урожай. Название происходит от имени бога Митра, который покровительствовал верности договору, любви и дружбе. А также его почитали как божество плодородия и хозяина широких пастбищ, который дарует изобилие. Об этом упоминается в летописях более 4 тысячелетий назад.
В советский период Мехргон стал носить название «Иди хосилот» («Праздник урожая»), но это уже было не то широкое древнее празднество, а скорее подведение итогов работы земледельцев. Новый смысл и жизнь Мехргон обрел в 2009 году, когда стал вновь официально пышно отмечаться по всей республике.
Дань предкам
Сада, Навруз, Тиргон и Мехргон – это четыре времени года. В зороастризме было все продумано. Они составляют годовой цикл. Все связаны с земледелием, а потому – и между собой. Подготовка к полевым работам, посев, ожидание дождя и сбор урожая. Все четыре праздника одинаково значимы для таджикистанцев, для жителей страны, где сельским хозяйством занимается более 70% населения. Потому здесь ценят фразу – как отнесешься к земле, тем она и ответит. Следовательно, и отмечают эти праздники весело, ярко и пышно.
Праздники были подзабыты, а основная суть практически утеряна. Однако по инициативе президента Таджикистана Эмомали Рахмона они получили вторую жизнь. Сегодня они возрождаются и получают второе современное трактование. Сада, Навруз, Тиргон и Мехргон – если раньше это были просчитанные земледельческие праздники, то теперь они придают ценность работе дехкан, правильному использованию земель, привлечению туристов и экспортеров.