Войти в почту

В стремительно развивающемся Китае почти исчезла грань между центром и окраиной

Китай, Шанхай - флагманы, в которые в большинстве своем и попадают визитеры Поднебесной. Там некогда бывал и я. А потом повезло. Волею судьбы занесло в китайскую провинцию. Казалось, в глухую, далекую.

В стремительно развивающемся Китае почти исчезла грань между центром и окраиной
© Российская Газета

Летом 2008 года, незадолго до Олимпиады в Пекине, выпали счастье и честь нести факел Олимпийской эстафеты в Лиджианге. Летел из Пекина с двумя остановками. Путь долгий. Но где бы ни совершал посадку наш длиннющий лайнер, глазам открывался прекрасный аэропорт. Комфортабельный, с удобными переходами и вежливым персоналом. Зал прилета в конечной точке путешествия мало чем отличался от пекинского и шанхайского.

В последнее десятилетие ХХ века Лиджианг был разрушен страшным землетрясением. Но почему не видно следов той беды? Новые дома, которые скорее можно назвать небоскребами, напоминающие по виду наше ограниченное пространством Москоу-сити. Огромные супермаркеты, забитые суперсовременным хайтеком. По мостовым снуют машины - только местного производства. Можно попасть и в пробку. Почти что край света, который ощущается как нечто близкое в обухоженному центру вселенной.

Железнодорожный вокзал в Лиджианге. Фото: Oriental Image via Reuters Connect

Бурлит жизнерадостная и вполне прилично одетая толпа. Очень много, кажется, даже больше, чем в Пекине, ресторанов и ресторанчиков, еда продается на каждом углу и готовится тут же, рядом. Кажется, половина вышедших на улицы занята распиванием чая. Может, в этой степенной, неторопливой размеренности и кроется единственное различие со спешащей столицей.

Но главное наблюдение, если не вывод: грань между центром и окраиной почти исчезла. В этом, быть может, и заложен смысл большого китайского рывка. Колоссальное ускорение, заданное из сердца страны, дошло и до самых далеких географических точек. По дороге не было расплескано ни капли важнейшего топлива в виде ценнейших научно-технических новинок. Одна скатерть-самобранка одновременно покрыла весь Китай. О том, что скатерка может топорщиться, лечь не так ровно по отдаленным своим краям, и мысли не было. Все и сразу.

Исторический центр города - памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Артем Иванов/ТАСС

В принципе, так и должно быть. Но в других хорошо нам знакомых весях получается не всегда. Идет долгая раскачка, занимающая годы. И когда новинки любого рода добираются до самых до окраин, выясняется, что они уже устарели, обросли бородками.

Как китайцам это удается, не совсем понял. Нас, факелоносцев олимпийского огня, принимали на высоком местном уровне. Мы задавали вопросы на тему, получали соответствующие ответы, в которых звучало гораздо больше вежливости, чем конкретных объяснений. Вероятно, мешал и языковой барьер: вдали от главных городов на русском и английском говорили немногие.

Картинка большого ускорения была явственна, способы ускорения - не до конца понятны. Ясно: трудолюбие. Очевидно, что неустанное руководство компартии, о чем не забывали упоминать наши китайские хозяева. Но сложилось и впечатление, что в дисциплинированном Китае не без успеха стараются заглянуть не в наступающее завтра, а в грядущее послезавтра. И не только в самом главном центре управления: на всех уровнях. Идет игра на опережение.

Уверен, и нам надо играть по таким правилам.