Британия расстается с островами, оккупированными в Африке в 1960-х
После новости о назначении Ирады Зейналовой послом России на Маврикии произошло то, чего никто не ждал: Британия вдруг решила вернуть Маврикию острова архипелага Чагос в Индийском океане, своей последней колонии в Африке. Это чувствительная потеря для последней колониальной империи, которая некогда с кровью покорила и контролировала едва ли не половину мира.
Лондон согласился передать архипелаг Маврикию после десятилетий дипломатического спора. При этом он все же сохранит контроль над военной базой на главном и самом большом острове Диего-Гарсия, которую Британия эксплуатирует совместно с США.
Первые обитатели островов Чагос прибыли на них в 1783 году. Это были рабы-африканцы, которых заставляли работать на кокосовых плантациях. Позже сюда доставили порабощенных индейцев. После того, как Наполеон отрекся от престола, Британия забрала у Франции острова Чагос и близлежащий Маврикий. В конце 1960-х годов подданные королевы стали выселять жителей Чагоса из своих домов, выбрасывая их вещи на улицы. Один лондонский чиновник презрительно назвал изгнанных островитян "несколькими Тарзанами и Пятницами". Их собак, некоторые из которых вплавь бросились за отплывающими лодками с хозяевами, британские солдаты расстреливали или травили газом. Зачистка архипелага от его двухтысячного населения завершилась к 1973 году. Большинство изгнанников переехало на Маврикий или Сейшелы, оказавшись без работы и в беспросветной нищете. И пусть правозащитники назвали насильственное перемещение "преступлением против человечности" - Лондон высокомерно молчал.
Мари Лизеби Элиз родилась на острове Перос Баньос в 1953 году, но была выселена в 1973-м. Через 50 лет она дала показания о своих мучениях в Международном суде в Гааге: "В Чагосе у каждого была работа, своя семья и своя культура. Мы ели только свежую еду. Корабли, приходящие с Маврикия, привозили все нужны нам товары. Но однажды британский управляющий приказал нам покинуть свои дома и уехать. У нас не было выбора. Они не назвали никаких причин. Корабли перестали приходить. У нас не стало еды, лекарств, вообще ничего. И тогда пришло судно Nordvaer. Администратор сказал, что мы должны сесть на корабль, оставив все личные вещи, кроме одежды, и немедленно уехать. Мы были как рабы. Я в то время была на четвертом месяце беременности. Корабль шел до Маврикия четыре дня. На этом острове мой новорожденный ребенок умер. Наверное, никто из вас не хотел бы быть изгнанным с места, где родился, вырванным с корнем, как скот. И это душераздирающе", - заключила 70-летняя Мари, разрыдавшись.
Вот еще одна трагическая история. 18-летняя Таниэлла Маусташ, проживающая в британском Милтон-Кинсе, была среди чагосцев третьего поколения, которым в прошлом году грозила депортация из Британии. Ее бабушка была среди тех, кого насильно в 1971 году переселили на Сейшелы. Ее мать Жанетт Валентин, родившаяся там, впоследствии приехала в Британию, но ей сказали, что ее дочери не имеют права на получение британского гражданства.
Много лет Британия применяла один набор ценностей к белым жителям Фолклендских островов, а другой - к черным чагосцам, которых попросту вышвырнули с островов, бывших их домом на протяжении поколений. Новый виток неоколониальной политики Лондона в отношении жителей Чагоса пришелся на период премьерства Бориса Джонсона, который демонстративно игнорировал все решения ООН.
В 2016 году британское правительство выделило 40 млн фунтов стерлингов на выплаты компенсаций чагосцам, проживающим в Британии, но по-прежнему отказывалось разрешить им вернуться домой. В 2019 году высшая судебная инстанция ООН, Международный суд постановил, что продолжающаяся оккупация архипелага в Индийском океане незаконна, и предписал Лондону "как можно скорее" вернуть его Маврикию. Следом Генеральная Ассамблея ООН подавляющим большинством голосов поддержала резолюцию, осуждающую оккупацию островов. В Лондоне лишь недоуменно пожали плечами.
Чагос - архипелаг из 60 тропических островов в Индийском океане, находящихся в 500 км от Мальдив. Фото: Соцсети
И лишь сейчас британские власти наконец согласились передать острова Маврикию, положив конец многолетнему спору. Хотя и слишком поздно для сотен чагосцев, которые умерли за прошедшие годы в изгнании. Да и обосновал свое решение премьер Кир Стармер отнюдь не заботой о простых жителях, которые наконец получат возможность вернуться на родину. А тем, что соглашение с Маврикием позволит достичь "единственной самой важной цели" - обеспечить долгосрочное будущее совместной военной базы США и Британии на острове Диего-Гарсия. Ожидается, что соглашение о продолжении там их военного присутствия будет действовать еще 99 лет.
Чагосцы по-прежнему не будут иметь права переселяться на Диего-Гарсия, исключение возможно лишь для работающих на военной базе. На этом фоне резко активизировалась Аргентина, вновь потребовавшая от Лондона вернуть ей суверенитет над Фолклендскими островами. Но госминистр Стивен Доути заявил, что суверенитет Британии "над Фолклендскими островами, Гибралтаром или любыми другими нашими заморскими территориями не подлежит обсуждению".