"Помогите, пожалуйста, выбраться отсюда и вернуться в Россию", — написала мне жертва мошенников россиянка Диана Григорьева-Дениева.
На территории Мьянмы, где с 2021 года идет кровопролитный гражданский конфликт, могут находиться, по разным данным, от 100 тыс. до 120 тыс. человек, которые стали жертвами торговцев людьми и вынуждены работать в мошеннических кол-центрах или так называемых парках.
Должность Дианы называлась "модель", главной обязанностью было в определенный момент верифицировать реальность аккаунтов в соцсетях (то есть посветить лицом), с которых мошенники общались со своими жертвами.
"Я попала в эту историю, будучи в Таиланде. Я путешественница и художница, так получилось, что у меня продаж было мало и я начала искать работу в интернете. Откликнувшись на одно из объявлений, мне рассказали, что у меня будет официальная работа с зарплатой $5 тыс. Нужно консультировать клиентов по вопросам инвестиций. По видеосвязи было несколько интервью. За мной прислали такси, мы поехали до таиландской границы и пересекли ее. Оказалась в Мьянме в ночь с 31 декабря на 1 января [2025 года]", — рассказала Диана.
Далее мою собеседницу привезли на пункт сбора, после чего за ней приехали вооруженные люди в гражданской одежде и отвезли в так называемый "черный" парк, где к жертвам применяются побои и пытки, а также, по утверждениям пострадавших, практикуется "черная" трансплантология. "Я потом узнала, что это был один из "черных" парков, где опасно и где избивают людей. Там на моих глазах отхлестали китайца компьютерным проводом", — продолжила она.
Диане впоследствии удалось договориться о переводе в другой, "лояльный" парк в городе Шве-Кокко, однако этот процесс, по сути, был ее перепродажей, в результате чего у нее появился долг в размере $3 тыс. "В феврале мне выплатили $1,3 тыс. Босс вычитал из зарплаты деньги, которые он заплатил за меня другому парку, а также начислял штрафы. Я начала искать варианты, как сбежать оттуда. Мне показалось, что местные боятся помогать. Я ходила в спортзал, спрашивала у тренера о вариантах выезда из страны. На следующий день он не разговаривал со мной и даже старался не появляться в зале, когда я приходила", — добавила россиянка.
Ксения Пантелеева, еще одна российская жертва мошенников, которую мне удалось опросить, находилась в Мьянме с февраля 2024 года. "Я приехала из Дубая в Паттайю работать в клуб хореографом шоу-балета. Это оказался стриптиз-клуб, поэтому я отказалась. В одном из местных чатов нашла объявление с вакансией в компании, куда приглашали девушек работать переводчицами. Мне была обещана зарплата в размере $5 тыс. при графике 6/1", — сказала она.
Как и многих других жертв, которых заманивают мошенники из Таиланда, по прибытии в город Мэсот неизвестные посадили россиянку в лодку и переправили через реку Мэй в Мьянму, где ее встретили боевики с оружием. "У меня был шок, я просто плакала весь следующий день. Написала менеджеру, который предложил эту вакансию, но он удалил свой аккаунт", — сказала она.
"Мой парк назывался "Паулин", он находился в двух минутах от самого известного парка KK. "Паулин" построили для того, чтобы избивать людей. Если плохо работаешь, то тебя отправляют туда. Если и здесь ничего не изменилось, то далее отдают в соседний парк, где уже людей продают на органы, а всем другим говорят, что человек поехал в больницу. В "Паулин" погибло много людей. За любую оплошность били электрошокерами", — рассказала Ксения.
"Психику они ломают постепенно: сначала запугивают, а потом приносят еду, избивают людей при тебе, говорят, что спасли меня, указывая, что за забором идут боевые действия. У меня не осталось сил бороться, потому что они начали приводить ко мне в комнату людей и избивать их, говоря, что это моя вина. Они заставляли мужчин поднимать стул над головой и держать его, потом били электрошокерами, если стул опускался, то били еще сильнее. Меня физически они не трогали, поскольку я была нужна им для соцсетей", — добавила она.
В январе Таиланд, Китай и Мьянма договорились объединить усилия в борьбе с расположенными вдоль таиландско-мьянманской границы мошенническими предприятиями, организованными китайскими преступными группировками. Под ударом оказались целые преступные анклавы в городах Мьявади и Шве-Кокко в штате Карен, расположенные на берегу реки Мэй, которая служит естественной границей, разделяющей Мьянму и Таиланд.
В феврале в ходе борьбы с мошенниками Таиланд прекратил электроснабжение пяти пограничных районов Мьянмы, а также отключил интернет и остановил поставки топлива. Таиландский МИД недавно сообщил, что в Мьянме удалось освободить и вывезти в Таиланд порядка 9 тыс. жертв мошенников, из которых 5,4 тыс. являются гражданами Китая. Жертвами также стали граждане России, Индонезии, Индии, Филиппин, Малайзии, Узбекистана, Казахстана и ряда стран Африки.
После разгрома некоторых мошеннических парков тысячи освобожденных людей были размещены в военных лагерях Сил пограничной стражи (BGF) мьянманского штата Карен близ границы с Таиландом. BGF во главе с полковником Со Чит Ту в последнее время дистанцировались от Государственного административного совета (правительства) Мьянмы, однако продолжают удерживать пограничные с Таиландом территории от его имени. Эта группировка численностью 8 тыс. человек, как утверждают таиландские СМИ, контролирует центры организованной преступности в Мьявади и Шве-Кокко, получая от них финансирование. Сейчас она вынуждена принимать активное участие в ликвидации мошеннических парков, поскольку на кон было поставлено фактически ее выживание.
Любой мошеннический парк является, по сути, закрытым городом, где могут находиться несколько тысяч человек. На его территории есть магазин, больница, салон красоты, тюрьма в виде комнаты с бетонным полом и даже публичный дом. Все сделано так, чтобы зарплаты жертв оставались внутри парка. Цены на услуги и продукты, соответственно, сильно завышены. Например, поход в больницу за витамином C может обойтись в $30, поставить капельницу — $90. За пределами парка еду покупать запрещено. На всех телефонах сотрудников установлена специальная программа для слежки, если кто-то просил помощи, то об этом легко узнавали.
В парках действует жесткая иерархия. Чатеры — те, кто переписывается с потенциальными жертвами, находятся в самом ее низу. Лидеры контролируют чатеров и вправе наказывать их. Супервайзеры следят за рабочим процессом и выдают зарплату. HR-менеджер находит и приводит в парк новых людей. Заводить личные отношения в парке запрещено.
Поскольку мошенники ориентированы на европейцев и жителей США, их рабочая смена начинается либо во второй половине дня, либо уже вечером и продолжается в течение всей ночи. В субботу или в воскресенье могут быть сокращенные часы работы. "В нашей компании мошенники разводили европейцев, — продолжила Диана. — Они находили людей в Facebook (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской) и завязывали с ними дружбу. Когда человек начинал сомневаться, они приносили мне телефон, чтобы созвониться или чтобы отправить голосовое сообщение. Я как могла давала понять, что это мошенники. Я просто ужасно делала эту работу, было мало продаж из-за меня".
"Мошенники общались с жертвами две недели или месяц, потом предлагали инвестировать "в совместное будущее". Моя работа заключалась в следующем: я должна была приходить с прической, макияжем, каждый день в разной одежде и делать по 5–10 фотографий. Они приносили телефон и иногда текст. Мне нужно было делать видеозвонки, улыбаться и поддерживать простой разговор. Жертве нужно было скачать приложение и через него внести минимум $500, но чаще всего первый взнос был от $5 тыс. В этом приложении первый месяц или два человек видит, как средств на счету становится больше. Потом он вносит еще, но когда хочет вывести деньги, программа не разрешает этого сделать и требует внести еще $5 тыс. И когда внесен очередной платеж, то, конечно, ничего вывести было невозможно", — поделилась деталями Ксения.
"Кто-то мне сказал, что из парка можно уехать за $2–3 тыс., — продолжила Диана. — Я пришла ругаться к боссу, сказала, чтобы вернул паспорт и отпустил. Он вызвал охранников, которые меня бросили в тюрьму. Там я поняла, что нужно действовать хитрее. Узнала, что в парке есть администрация, начала ходить туда и жаловаться на него по каждому поводу. Через несколько дней после землетрясения, 28 марта, я снова пожаловалась на необоснованные штрафы. В итоге я ему просто надоела. И он не выдержал и сказал, чтобы я забирала свой паспорт и уезжала отсюда", — рассказала Диана.
Администрация парка выдала Диане разрешение на передвижение между городами, после чего она смогла доехать на такси за $300 из Шве-Кокко до Мьявади, между которыми расстояние порядка 20 км. В Мьявади Силы пограничной стражи определили ее в военный лагерь с другими иностранцами.
"В середине октября у меня открылось второе дыхание, я начала бороться и отказываться работать, — продолжила Ксения. — Я просила, чтобы меня отвезли в больницу в городе, пробовала сбежать, но не получилось. Они начали говорить, что если не буду работать каждый день, то будет штраф $1 тыс. за каждый день и наказания. Когда начала спорить, они достали электрошокеры, я попыталась убежать. Меня искали по парку примерно 15 человек, когда обнаружили, они отвели меня в тюрьму и приковали за ногу наручниками. Они не могли меня бить, так как было много звонков, им была важна моя внешность", — рассказала о попытке побега Ксения.
"13 февраля они пытались меня втроем посадить в машину и увезти куда-то. У меня отняли телефон. Во мне проснулся какой-то демон, я начала избивать их, мне стало все равно, что будет дальше. Я перестала выходить на работу, а 15 февраля они собрали все компьютеры и уехали из парка. 21 февраля приехали люди в военной форме и начали вламываться в комнаты. Мне было страшно, потому что я не знала, кто это. Они спрашивали, кто хочет вернуться домой. Изначально брали только китайцев, но потом согласились забирать и других", — продолжила моя собеседница.
После Ксения попала в тот же военный полевой лагерь, куда доставили Диану.
Заместитель суперинтенданта бюро Интерпола Королевской полиции Таиланда Тятуронг Тхонгпхунлокун в беседе со мной указал на важность информирования россиян об опасности поиска работы в Мьянме. "Мы хотели бы предупредить российских граждан и всех иностранцев, что поиски работы в Мьянме могут закончиться тем, что вы окажетесь в руках торговцев людьми. Если вы нашли в интернете объявление с предложением устроиться на высокооплачиваемую работу и для этого нужно пересечь сухопутную границу, разделяющую Таиланд и Мьянму, то со 100-процентной вероятностью вы имеете дело с мошенниками, которые сначала заманят вас и потом заставят работать в мошеннических кол-центрах. Мы делаем все возможное, чтобы помочь всем иностранным жертвам, которые оказались в Мьянме. Наше правительство во взаимодействии с другими странами оказывает содействие в безопасном возвращении жертв мошенников обратно домой", — сказал он.
Тхонгпхунлокун сообщил об освобождении Ксении 10 апреля, на границе ее встретил сотрудник консульского отдела посольства России в Таиланде. Правоохранительные органы королевства классифицировали ее как жертву, и в отношении нее был запущен процесс репатриации. Ксения была перевезена в Бангкок, откуда 11 апреля вылетела рейсом в Москву.
Диана 4 апреля смогла самостоятельно покинуть Мьянму, после чего была задержана в связи с незаконным пересечением границы. По ее словам, ее нелегально переправили через границу вооруженные люди, посадив в лодку. Сейчас она находится под стражей в иммиграционном центре. "Мы рассматриваем ее [Диану] в качестве жертвы тоже. Мы постараемся отправить ее в Россию как можно скорее. Ей необходимы документы, которые мы подготовим", — сказал Тхонгпхунлокун.
Власти Таиланда заявили, что проблема телефонного и интернет-мошенничества нанесла серьезный урон стране — более 500 тыс. таиландцев стали жертвами преступников в период с 2022 по 2024 год. Ущерб оценивается в сумму около $1,8 млрд. Мьянманская правительственная газета The Global New Light of Myanmar ранее информировала, что военные власти республики с октября 2023 года способствовали возвращению на родину 55 тыс. иностранцев.
Если гражданин РФ оказался в Мьянме в штате Карен, районы которого граничат с Таиландом, нужно обратиться за помощью в консульский отдел посольства России в Таиланде. Также о ситуации следует уведомить посольство РФ в Мьянме.
Руководитель представительства ТАСС в Таиланде Игорь Броварник