Денис Бокурадзе поставил спектакль про путь "очеловечивания" шекспировского короля Лира
Не премьера в полном смысле этого слова, а восстановленная постановка, которая увидела свет в 2016 году и с успехом шла не только в родном для Новокуйбышевска театре "Грань", но и по российским фестивальным площадкам. А в 2018-м даже получила "Золотую маску" за роскошные костюмы Елены Соловьевой, будто скатанные из живой шерсти.
Однако пять лет назад спектакль был положен, что называется, на полку, чтобы сегодня предстать перед зрителями с новыми исполнителями (из прежнего состава осталось только два актера) и в новых исторических реалиях. Чего только стоит осовременившаяся реплика Лира: "Рожайте сыновей. Нужны солдаты"! А потому при сохранении "тела" большого спектакля многое в нем сегодня зазвучало иначе, в том числе и сам Лир. И те, кто спектакль видел и сравнивал, и те, кто попал на него впервые, и даже те, кто вообще не снимал с книжной полки этот труд Вильяма нашего Шекспира, были вовлечены в новый театральный процесс. Если в первом варианте Лир - властитель, блестяще сыгранный актером Даниилом Богомоловым в его тогдашние 25 лет, то в сегодняшней версии Лир становится больше отцом-самодуром. Кстати, исполняющий эту роль 40-летний Денис Евневич - сам отец троих детей, так что родительский опыт есть не только на сцене. Ну а символично порванный в самом начале двумя старшими дочерями воротник-жабо Лира, с явным намеком на территорию его владений, и оставшаяся ни с чем младшая наследница четко дают понять - быть большой семейной беде. А когда в доме война, все вокруг загорается уже само собой, даже молнии в небесах...
В прочтении Дениса Бокурадзе из шекспировской истории изначально ушли не только сакральность мира, политические перипетии и даже проблемы большой семьи, уступив место людям, вовлеченным в тотальную борьбу за власть и деньги, где каждый сам за себя и в итоге себя же и "линчует". Но именно этот поворот - лицом к человеку, каким бы воинственным и жалким не был он в тот или иной момент жизни, делает события, которые в оригинале происходят в Британии IX века, вполне современными.
Спектакль в "Грани", в котором семь актеров играют 16 персонажей, получился именно про "очеловечивание" Лира, который за короткий отрезок времени, пережив боль и предательство, проходит путь от жестокого правителя к тонко чувствующему человеку, способному оценить любовь и преданность. Прозрение теперь уже к беспомощному старику-самодуру, потерявшему не только власть и деньги, но и всех детей, приходит ценой гибели его самой любящей младшей дочери Корделии. От большой души на пустой сцене остается только кусок теплого войлока в лучах прожекторов.
Масштабные события происходят в маленьком зале (новое здание "Грани" находится в стадии затянувшегося строительства. - Прим. ред.), а потому энергетика сжата до предела. Персонажи помещены в четкое геометрическое пространство, стены которого обиты войлоком. Оно и царство, и пещера, и поле боя, и тюрьма, по которым герои с выбеленными бесстрастными лицами перетаскивают тяжелые стулья, они тоже многозначны - то королевский трон, то могильные плиты.
Впрочем, путь от одного до другого не только по сценическим, но и по житейским меркам недальний. И посмотреть в глаза истине приходится тут каждому. Но много ли в ней, в правде, толку, если она открывается, когда человек уже безумен, болен и одинок? На фоне распада королевства лучиком света вспыхивает фигура Шута, по пятам идущего за сломленным, раздавленным королем, поет ему трогательную колыбельную, желая вернуть душевный покой. Персонаж, похожий то ли на ребенка, то ли на старика, то ли юродивого, завернутого в безразмерный мягкий костюм. Отчаянно цепляющийся за своего "дядюшку" Лира, Шут не весельчак, а циничный философ, так похожий на плачущую душу короля, с которой Лиру предстоит соединиться в конце своего пути.