АТОР: В течение двух-трех дней эвакуация российских туристов из ОАЭ завершится
В связи с резким обострением обстановки на Ближнем Востоке воздушное пространство закрыли Израиль, Иран, Ирак и Иордания. Росавиация дала указания российским авиакомпаниям не выполнять там полеты вплоть до особого распоряжения - предварительно до 02.59 (мск) 26 июня.
Ограничения на полеты гражданских судов вступили в силу 13 июня. В этот же день российские авиакомпании отменили рейсы в аэропорты указанных стран, кроме того, "Азимут", "Аэрофлот", "Победа" и Red Wings скорректировали другие ближневосточные маршруты. "Аэрофлот", к примеру, рейсы в Дубай, Абу-Даби, Доху и столицу Мальдив Мале проложил в обход Ирана через Пакистан.
Ситуация также затронула рейсы иностранных перевозчиков в Россию. Отменили рейсы иранские ATA Airlines, Mahan Air и Meraj Airlines из Пулково. Иорданская авиакомпания Royal Jordanian внесла коррективы в выполнение рейса из Аммана в Москву.
В популярное среди российских туристов государство - Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) - продолжили летать все отечественные авиакомпании. Правда, из-за облета Ирана их маршруты удлинились почти в полтора раза, так как проходят они через воздушное пространство Египта, Омана или Пакистана и в ряде случаев самолетам требуется посадка для дозаправки. Перевозчик Flydubai сначала приостановил выполнение рейсов из аэропортов России в ОАЭ, но уже с 14 июня начал постепенно восстанавливать полеты. Air Arabia совершила два вывозных рейса в Россию 16 июня, а потом вновь сообщила об отмене регулярного сообщения до 20 июня включительно.
По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артура Мурадяна, именно вывоз туристов из ОАЭ сейчас наиболее актуален. По данным туроператоров, отмены рейсов затронули от 2 до 5 тыс. российских путешественников. Но сейчас число тех, кто дожидается своего вылета в отелях ОАЭ, заметно сократилось. "Думаю, что в течение двух-трех дней эвакуация российских туристов будет завершена", - отметил вице-президент АТОР.
На закрытом воздушном пространстве ближневосточного региона всегда был очень высокий полетный трафик
В Российском союзе туриндустрии (РСТ) сообщили, что из-за обострения ирано-израильского конфликта российские туроператоры несут серьезные расходы по размещению туристов в случае задержки или отмены рейсов, покупке новых билетов. По словам вице-президента РСТ, директора ассоциации "Турпомощь" Александра Осауленко, основные проблемы касаются прежде всего туристов в ОАЭ, так как страна является еще и авиахабом, через который в разные государства летят как организованные, так и самостоятельные путешественники.
У туристов, оставшихся в Израиле и Иране, ситуация еще сложнее - им предстоит выбираться из этих стран только через сухопутную границу: в первом случае - через Египет, во втором - через Азербайджан.
"Российских организованных туристов в Израиле и Иране сейчас очень мало. Иран вообще не очень популярен в плане организованного отдыха, по оценкам туроператоров, там могут находиться около 200 человек. Вылететь вовремя они не смогут. Им надо однозначно эвакуироваться, обращаться в российские консульства", - говорит Мурадян.
Другое дело, что российских граждан как в Израиле, так и в Иране может быть в разы больше, отметил он. И их эвакуации могут поспособствовать только власти РФ, а не туроператоры и перевозчики.
"На закрытом воздушном пространстве ближневосточного региона всегда был очень высокий трафик. Сейчас открытое пространство настолько сужено, что вообще встает вопрос, как летать с Запада на Восток и с Востока на Запад. Если учесть российское закрытое пространство в связи с СВО, коридор остается вообще микроскопический", - считает Мурадян.
Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев отметил, что в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке потери несут и российские, и зарубежные авиакомпании. Пассажиры могут принять решение отказаться от полета, и авиакомпании возвращают им деньги, где-то самолеты могут "застрять", пока не подготовлен новый маршрут следования. Увеличение времени полета приводит к росту расходов на топливо, оплату труда и нарушению графика оборота воздушных судов.
"В целом же гораздо больше проблем для мировой гражданской авиации принесли решение европейских властей ввести санкции в отношении российских перевозчиков и запретить им полеты над странами Евросоюза и принятые Россией зеркальные меры в отношении европейских авиакомпаний. Это обстоятельство привело к тому, что европейские и часть азиатских перевозчиков несут серьезные потери еще с 2022 года. И на этом фоне проблемы, с которыми отрасль сталкивается сейчас, в общем-то выглядят незначительно", - считает Пантелеев.