Олег Смирнов: «Я бы лететь сейчас на отдых в Турцию не советовал. Опасно в воздухе, ракет много»

Военные действия на Ближнем Востоке поставили под угрозу полеты гражданской авиации в этом регионе. Это совпало с началом туристического сезона. На закрытом сейчас воздушном пространстве ближневосточного региона всегда был очень высокий полетный трафик, в результате многие авиакомпании подсчитывают убытки.

Олег Смирнов: «Я бы лететь сейчас на отдых в Турцию не советовал. Опасно в воздухе, ракет много»
© Свободная пресса

На сегодня воздушное пространство закрыли Израиль, Иран, Ирак и Иордания. Росавиация дала указания российским авиакомпаниям не выполнять там полеты вплоть до особого распоряжения - предварительно до 02.59 по московскому времени 26 июня.

Ограничения на полеты гражданских судов вступили в силу 13 июня. В тот же день российские авиакомпании отменили рейсы в аэропорты этих стран. Кроме того, «Азимут», «Аэрофлот», «Победа» и Red Wings скорректировали другие ближневосточные маршруты. «Аэрофлот», к примеру, рейсы в Дубай, Абу-Даби, Доху и столицу Мальдив Мале проложил в обход Ирана через Пакистан. Ситуация коснулась и рейсов иностранных перевозчиков в Россию. Отменили рейсы иранские ATA Airlines, Mahan Air и Meraj Airlines из Пулково. Иорданская авиакомпания Royal Jordanian внесла коррективы в выполнение рейса из Аммана в Москву.

Как пояснил «СП» вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян, сейчас самая актуальная проблема - вывоз туристов из ОАЭ. Отмены рейсов затронули от 2 до 5 тыс. российских путешественников. «Думаю, что в течение двух-трех дней эвакуация российских туристов будет завершена. Сейчас открытое воздушное пространство настолько сужено, что вообще встает вопрос, как летать с Запада на Восток и с Востока на Запад. Если учесть российское закрытое пространство в связи с СВО, коридор остается вообще микроскопический», - считает вице-президент АТОР.

В ночь на 22 июня в конфликт между Ираном и Израилем напрямую вмешались США, в воздушном пространстве Ближнего Востока стало совсем горячо. Как поведут себя авиакомпании? Как будут выбирать безопасные маршруты? С такими вопросами мы обратились к президенту Международного агентства безопасности полетов Валерию Шелковникову.

- В случае начала военных действий между несколькими государствами и при угрозах безопасности полетов обычно вмешивается ИКАО - Международная организация гражданской авиации, в которую входит Россия. В таких случаях разрабатывают так называемый «План на случай непредвиденной ситуации».

Ответственность за навигацию разделяют авиационные службы нескольких государств. Так было, например, во время военных действий в Афганистане, когда страна оказалась фактически неуправляемой, там царил хаос. Но нам необходимо было осуществлять авиаперевозки, там находился наш ограниченный контингент войск.

К нам в Москву тогда прилетел директор Североатлантического бюро ИКАО, и мы приняли решение: советские навигационные службы «ведут» воздушное пространство за пределами зоны своей ответственности над Афганистаном до Кабула, а на территории за Кабулом за навигацию отвечают авиационные службы Пакистана. И мы спасли таким образом многие авиарейсы и авиакомпании, которые летали через Юго-Восточную Азию. Думаю, сейчас ИКАО должно вмешаться и распределить четко зоны ответственности и маршруты.

«СП»: Как поведут себя в этой непростой ситуации авиакомпании? Каждая будет действовать на свой страх и риск или их действия скоординирует ИКАО?

- Я надеюсь на разумные решения ИКАО, мы поддерживаем контакт с этой организацией, но каждая авиакомпания, разумеется, будет учитывать риски и принимать решения самостоятельно.

Когда 17 июля 2014 года Boeing 777 Malaysia Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур рейсом MH17, был сбит в воздушном пространстве Украины, в результате чего погибли 283 пассажира и 15 членов экипажа, во всем начали обвинять Россию. Пока политики разбирались, некоторые авиакомпании приняли самостоятельные решения. Например, английская British Airways просто прекратила полеты над Украиной.

Я не исключаю, что сейчас на Ближнем Востоке произойдет то же самое. По крайней мере, о регулярных полетах придется забыть.

«СП»: Это грозит авиакомпаниям большими финансовыми потерями в разгар туристического сезона. Не получится ли так, что некоторые начнут рисковать, чтобы не понести убытки?

- Потери уже несут и российские, и зарубежные авиакомпании. Пассажиры могут принять решение отказаться от полета, и авиакомпании возвращают им деньги. Где-то самолеты могут «застрять», пока не подготовлен новый маршрут. Где-то возрастет время полета из-за обходного маршрута. Увеличение времени полета приводит к росту расходов на топливо, оплаты труда и нарушению графика оборота воздушных судов. Все это безусловно скажется на стоимости авиабилетов, - подытожил Валерий Шелковников.

Особенно тревожно за любимые маршруты российских туристов – в Турцию, Египет, ОАЭ. Что будет с этими популярными направлениями? С таким вопросом мы обратились к председателю комиссии по гражданской авиации ОС Ространснадзора, заслуженному пилоту СССР Олегу Смирнову.

- Закрытие воздушного пространства – это всегда потери для авиакомпаний. Но по правилам ИКАО, объединяющей 193 государства мира, в зонах боевых действий полеты гражданских самолетов запрещены. Гражданские самолеты не могут летать там, где летают ракеты.

Маршруты некоторых рейсов российских авиакомпаний действительно проходили через Иран и Израиль. Сейчас, насколько мне известно, разрабатывают обходные маршруты. Если это увеличит продолжительность полета на час, - не критично. Но если для облета зоны риска потребуется больше времени – авиакомпании обычно отменяют рейсы.

«СП»: У многие наших туристов вопрос: сохранятся ли авиаперелеты в Турцию? Ведь президент этой страны Реджэп Эрдоган категорично осудил агрессию Израиля…

- Тут все будет зависеть от Турции. Она действительно находится в непосредственной близости от зоны конфликта. Если произойдет расширение этой зоны, то Турция может закрыть свое воздушное пространство. Это будет тяжело для горной страны, где во многих регионах нет автодорог. Но израильский премьер Нетаньяху может припомнить президенту Турции тот факт, что его сравнили с Гитлером.

«СП»: Могут ли авиакомпании разработать альтернативные, безопасные маршруты для туристов, которые хотят этим летом отдохнуть в Турции?

- Можно пролететь через Черное море, обойти с Востока и Запада. Варианты есть. Но если вы хотите мое мнение, я бы не советовал сейчас лететь в Турцию. Группы российских туристов не могут вылететь из Египта и ОАЭ. Вообще, авиасообщение становится в условиях боевых действий все более ограниченным.

Из-за боевых действий на Украине закрыты аэропорты 11-и российских городов, в том числе в городе-миллионнике Ростове-на-Дону. Но сохранить жизни людей важнее — это приоритет Росавиации.