Сильнейшее за 73 года землетрясение на Камчатке обошлось без жертв

Сильнейшее за 73 года землетрясение на Камчатке обошлось без жертв
© BFM.RU

Камчатка пережила сильнейшее за 73 года землетрясение магнитудой 8,7 балла. При таком обычно происходят значительные разрушения с ранениями и жертвами, но на Камчатке устояло и уцелело практически все и, главное, обошлось без жертв. Были обращения к медикам, частичное обрушение фасадов домов, эвакуация, отключение электричества, мобильного интернета, пробки на дорогах и очереди в магазинах. Но в целом последствия самого мощного в регионе землетрясения за историю наблюдений оказались незначительными, а люди — максимально подготовленными.

В Петропавловске-Камчатском 30 июля колокольню раскачивает сама земля. А за кадром мужчина молится о спасении, но не выпускает из рук телефон. Он даже снял, как из дома возле храма эвакуируют людей. Они спокойно и организованно спускаются по пожарной лестнице. И так происходило в этот день на всех предприятиях и в офисах.

Местные жители знают, что делать в подобных ситуациях, к землетрясениям привычны, последнее было совсем недавно, 20 июля, в 6 баллов. И хотя ученые говорили, что следующее будет слабее, как афтершок, но вышло иначе: трясло сильнее и дольше, несколько минут.

В результате было много обращений к медикам с жалобами. На аритмию, давление, панические атаки. Люди в страхе разбегались в разные стороны в новом здании аэропорта, когда громко трескалась обшивка. Одну женщину ударило панелью подвесного потолка. Она попала в больницу с травмой, рассказал корреспондент информагентства «Камчатское время» Роман Придачин. Сам журналист боится на ночь возвращаться домой, и на то есть причины:

— Я был дома в пятиэтажной «хрущевке». В 11:24 оно началось, было два толчка, их отличало то, что они были очень длинными. Трясется пол, стены скрипят, мебель ходуном ходит, что-то падает, какие-то незакрепленные предметы. Уже не первое землетрясение переживал, последнее было 20 июля, но они, в отличие от сегодняшнего, были довольно короткие, а это было долго. Мне было страшно, многих напугало.

— Последствия вот этого землетрясении каковы?

— Ну, из людей единственная известная пострадавшая — одна женщина, она пострадала в аэропорту. У нас новый аэропорт Петропавловска-Камчатского, «Елизово». У него там такое большое помещение, и потолок отделан подвесными панелями. Вот одна из этих панелей упала, там их упало несколько, одна упала на голову женщине. В краевом Минздраве нашем региональном сообщают, что у нее состояние удовлетворительное, там ей провели медицинские процедуры, ее жизни ничего не угрожает. Многие здания потрескались, даже знаменитое красивое здание в центре города краевого гражданского суда. Там появились трещины, на многих зданиях появились трещины, потолок в камчатской краевой больнице обрушился — тоже такие подвесные панели упали, пациенты вроде не пострадали. Сейчас многие даже не знают, что делать дальше, боятся возвращаться домой в многоэтажки. У кого есть загородные дома, дачи, они уехали из города. Даже пробки были на выезде из города сегодня, из Петропавловска. Я вот сейчас боюсь возвращаться домой, я не знаю, где тут провести ночь.

В то же время сообщалось о том, что часть жителей пошли смотреть на цунами к берегу Тихого океана. Спасателям пришлось отгонять их от береговой линии. Спешно и принудительно эвакуировали и лагерь серферов. А волны землятрясение вызвало такие, что смыло не только порт, но и всю прибрежную инфраструктуру. Высота волн фиксировалась в 4 метра, рассказала турагент из Северо-Курильска Елена:

«Мы привыкли к землетрясениям, но такое сильное, даже я сколько уже живу, первый раз ощущаю, мы выбежали на улицу, земля ходуном ходила. Это первый предвестник цунами. И, так как все знакомы с явлением, многие горожане пошли в сопки, которые тут находятся недалеко. И мы в том числе, но у нас есть туристические домики на сопке, мы пошли туда своей компанией, ну и там ждали и оттуда наблюдали, как порт смывало. Пришло за день где-то четыре волны, такие, которые хорошо было видно, сколько их было на самом деле — непонятно. Порт хорошо смыло. Корабли, которые стояли пришвартованные у пирсов, волна поотрывала, какие-то поставила на землю, на сам пирс, какие-то постаскивала в пролив. Сейчас все хорошо: дали электричество в городе, люди в дома вернулись, но периодически трясет. Толчки до сих пор происходят, просто за столом сидим, и все равно потряхивает до сих пор. А тревогу цунами не отменили. Сирены не кричат. По городу не отменяли, потому что до сих пор происходят толчки. Кто был в портовой зоне, те, кто работает на заводах, их всех быстро эвакуировали в город. У нас город находится в цунами-безопасной зоне, жертв нет. Очень много пострадали и заводы в прибрежной части, в которой находится рыбообрабатывающее производство. Как только объявили тревогу цунами, когда людей эвакуировали из порта, сразу дороги все перекрыли, туда проезд запрещен».

По Сети разошлись ролики о том, как жители Камчатки во время разгула стихии прячутся под столы. Некоторых пользователей такое поведение удивило. Как может спасти стол? Но там, где земля из-под ног уходит регулярно, каждый школьник знает, что в момент сейсмической опасности нужно прятаться под стол или вставать в дверной проем. Так больше шансов спастись, если здание обрушится.

Но на Камчатке все здания устояли. Выпадали кирпичи из стен, вываливались окна, части кровли, остались трещины в асфальте и в стенах, но на этом все. Дело в природе подземных толчков. Они бывают горизонтальными и вертикальными. Когда качает из стороны в сторону, последствия не так разрушительны, как при толчках снизу вверх. Есть видео, как в одном магазине валятся продукты с полок, а в магазине со спиртным ни одна бутылка с алкоголем не сорвалась, хотя качало их сильно. Авторы видео шутят: «Вот как определяется сейсмоустойчивость региона». Но настоящую стойкость и отвагу проявили медики камчатского онкодиспансера. Они уже делали операцию, а когда все вокруг зашаталось, не сдвинулись с места и не прервали операцию ни на секунду. Лишь медсестра обхватила руками пациента, чтобы он не упал.

Когда тряска утихла, врачи и медсестры продолжили свое дело. Губернатор, увидев ролик из операционной, пообещал представить всю команду медиков к госнаградам.