Дальнобойщики жалуются на огромную пробку на границе с Грузией
Проезд через Верхний Ларс между Россией и Грузией — всегда неопределенность. Зимой дорогу через Крестовый перевал периодически засыпает снегом, летом КПП оказываются перегруженными из-за наплыва туристов. На прошлой неделе Военно-Грузинскую дорогу перекрывали из-за схода селя, местные СМИ писали о многотысячной очереди из грузовых машин.
Ситуацию описывает операционный директор, учредитель компании «Агрокарго» Виталий Данилин:
Виталий Данилин операционный директор, учредитель компании «Агрокарго» «Грузы, которые я отправляю через Ларс, — это живые животные, это экспорт из России, они едут в Грузию и в Армению. Как раз в ту сторону они проезжают без очередей, только пробки из легковушек стоят пять-шесть часов, но создается отдельный коридор, они не стоят в очереди с грузовиками. Если это грузы не срочные, очередь затягивается уже до семи дней у тех, кто везет из России грузы строительного назначения и так далее. Меня больше беспокоит ситуация, касающаяся возвращения из Грузии. Ситуация с грузовиками для [российских] машин и для прочих государств, кроме грузинских, очень тяжелая, потому что очередь до семи дней минимум. Грузинские машины имеют вип-талоны на выезд, их пропускают без очередей, все остальные грузовики, мои в данном случае, стоят порожними просто семь дней, мы теряем деньги, около 40 тысяч в сутки. Грузины изменили этот порядок прохождения границы буквально как месяц».
Для туристов на легковых автомобилях ситуация сравнительно лучше, хотя отпуск все равно можно подпортить. Судя по записям в профильной группе VK, прохождение границы может занимать от пяти до 15 часов. Рассказывает россиянка Маргарита:
«Мы в час ночи подъехали в пробку. Мы еще не доехали даже до Нижнего Ларса. До Нижнего Ларса где-то километра полтора. То есть 20 минут — чуть-чуть продвинулись, 20 минут — чуть-чуть продвинулись. Тут горы мусора, никто его не вывозит, туалетов нет, мы бегаем в лес, очень жарко, хочется пить. Мы-то думали, за ночь приедем. Просто у меня муж сердечник, я за него переживаю, он уже в тенечке сидит, водой обливается, не знаю, как его сердце выдержит. Мы не рассчитывали, что будем в такую жару. А вчера две скорых проезжали — одна реанимация, другая скорая, видимо, кому-то плохо было. Я в Грузию зареклась [ездить], и муж говорит: все, забудь эту страну. Потеряют они туристов. Сейчас в чате смотрю: многие люди отказываются ехать, это же просто мучение».
Среди причин, кроме последствий недавнего селя, собеседники Бизнес ФМ называют дезорганизованность очередей. Некоторые водители говорят, что полиция не справляется с оппортунистами на обочинах. Что касается темпов работы КПП, критике подвергаются не только правила на грузинской стороне, но и расторопность российских пограничников. Продолжает водитель Владимир:
«17 с половиной часов. Грузинская граница очень быстро работает, дело в нашей границе, очень долго. Наверное, раз в 40 минут мы перемещались на одну-две машины. Досматривают, вообще никто не торопится. Еще многие по обочинам едут, стараются залезать в ряд и так далее, но полиция работает, отгоняет их. Таких много».
Верхний Ларс — единственный наземный пункт пропуска между Россией и Грузией. По Военно-Грузинской следуют фуры из Турции и других стран региона, а также масса туристов. Авиабилеты на август из Москвы в Тбилиси и обратно обойдутся в 30-40 тысяч рублей.