Коркотадзе: Нужно донести миру, что решающий вклад в победу внес советский народ

Заявку на включение Брестской крепости в Список всемирного наследия ЮНЕСКО стоит подавать вместе с Мамаевым курганом, чтобы повысить шансы. Об этом, а также о том, что в постижении исторической правды обычный человеческий диалог не заменят никакие мультимедийные технологии, говорили с директором мемориального комплекса "Брестская крепость - герой" Александром Коркотадзе.

Коркотадзе: Нужно донести миру, что решающий вклад в победу внес советский народ
© Российская Газета

Александр Александрович, сейчас ведется работа по включению Брестской крепости в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как движется дело?

Александр Коркотадзе: Мы пришли к мнению, что это должна быть трансграничная заявка - совместно с Мамаевым курганом. Это повышает наши шансы. Нужно пройти определенные ступени, чтобы память о вкладе советского народа в победу над фашизмом была известна во всем мире. Сегодня в странах, которые спас Советский Союз, проводят опросы, и там люди считают, что СССР вместе с Германией напал. После нашей презентации в Париже к нам подходили представители разных стран и говорили, как это важно. Мы должны идти в ЮНЕСКО, чтобы добиться паритета с теми памятниками Второй мировой войны, которые номинируются от стран Запада. Это важный шаг в борьбе за правду.

Туристы обращают внимание на объекты из списка ЮНЕСКО. И у нас они могут узнать о наших потерях, о том, что здесь была война не такая, как в Европе. С нами она велась на уничтожение.

У вас сейчас идет реконструкция на территории музея. Что ждет посетителей?

Александр Коркотадзе: Брестская крепость - это знаковый объект нашей истории. И Союзное государство уделяет большое внимание мемориальному комплексу. Открыты три новые экспозиции, многие объекты отреставрированы. И до 2026 года запланирован ремонт фортификаций и памятников. В этом году идут работы на главном входе, на монументе "Мужество", в казармах. А в следующем году предполагаем открыть новую мемориальную зону в районе руин казармы 44-го стрелкового полка. Ее рабочее название - "Скорбь".

Замыслов много. Посещаемость комплекса растет. За прошлый год было 602 тысячи человек, за девять месяцев в 2025 году уже более 660 тысяч посетителей - за счет новых музейных экспозиций. Брестская крепость многое дает для понимания и сегодняшнего периода. Во время противостояния с западными странами очень важно знать нашу историю и черпать из нее силы. Около половины экскурсионных групп - туристы из России. Что приятно, приезжают не только организованно, но и просто семьями, с маленькими детьми. Чувство патриотизма воспитывается в семье. Когда дети видят отношение родителей к истории, они перенимают это. И роль Брестской крепости в воспитании сложно переоценить.

А есть ли школьные группы из России?

Александр Коркотадзе: Прежде всего хотел бы выделить "Поезд памяти". Эта акция проводится с 2022 года. Туда выбирают школьников из России и Беларуси. Дети общаются между собой, понимают, что у них одна история, общее героическое прошлое. Какие-то стереотипы рушатся. Искусственное разделение происходит только от невежества. Много туристических поездов к нам приходит 22 июня и 9 мая. Брест - по-прежнему место притяжения для россиян. У нас были туристы из 28 стран: из Латинской Америки, Африки, Западной Европы, США. Попытки культурно изолировать нас безуспешны. Люди приезжают к нам за правдой о войне.

Как вы работаете с молодежью? Ведь у зумеров свое восприятие информации.

Александр Коркотадзе: Мы где-то упускаем молодежь, потому что и зумеры должны читать. Нужно оторвать их от телефона. Это задача не школы и общественных институтов, а родителей. Но иногда легче отмахнуться от ребенка и всучить ему смартфон, чем уделить внимание. Проблема не в зумерах, а во взрослых.

И все-таки какие-то мультимедийные форматы для них есть?

Александр Коркотадзе: Главный формат - диалог. Мультимедиа в музейной сфере должны быть ограничены. Самое востребованное - разговор по старинке, ответы на вопросы. Легче всего поставить экран, чтобы в него тыкали, как в мобильник. Нет, мы хотим их вывести на диалог.

Много внимания уделяется героической обороне Брестской крепости советскими бойцами. Но была еще польская оборона. Она как-то в вашей экспозиции отражена?

Александр Коркотадзе: Безусловно. Мы не должны искажать и замалчивать историю. Даже если это неприятные, тяжелые периоды. В одном из залов мемориального комплекса рассказывается об этапе с 1918 по 1939 год. Мы показываем и этноцид в отношении белорусов, который был со стороны руководства Второй Речи Посполитой, и оборону крепости польским гарнизоном с 14 по 17 сентября 1939 года. Тогда защитники крепости сражались против немецких войск Гудериана, но в составе польской армии было не меньше трети белорусов. Когда мы начинаем что-то умалчивать, наши оппоненты тут же используют это в своих целях. У нас нет запретных тем. Все аспекты истории надо показывать, но с правильных позиций. История может воспитывать только правдой. Как только мы начинаем врать, ложь сразу становится понятной. И детей она отталкивает.

Главная задача - бороться с фальсификацией. Мы должны донести до всего мира факт, что решающий вклад в победу внес советский народ. В апреле я участвовал в Волгограде в мероприятии, на котором Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, почему мы так боремся за историю. Прошло уже 80 лет - может, хватит о войне? Но это наша гордость. Наши люди сражались так, как никто не сражался. И если мы забудем дорогу к Хатыни, Мамаеву кургану, Брестской крепости, нам грозит отмена не культуры, а уже нас самих. Надо, чтобы молодое поколение приходило в музей с чувством благодарности, сопереживания.

Один из музейщиков на конференции в Минске сказал: "Меня больше волнует не 80-летие, а столетие Победы. С таким ли же чувством трепета будем ее отмечать, как сейчас?" Против нас работают идеологи и фальсификаторы. Но от нас зависит то, с чем мы придем к столетию.