Остров невезения. Почему власть на Мадагаскаре меняется чаще, чем времена года?

Есть такая традиция — свергать национальных лидеров. Это про Мадагаскар, власть на острове взял в руки настоящий полковник, командир спецподразделения CAPSAT Майкл Рандрианирина. Он уже пытался организовать мятеж два года назад, но тогда не сложилось. Впрочем, сама попытка осталась фактически безнаказанной, и вот теперь успех. Политический обозреватель «МИР 24 Маргарита Гырылова разбиралась, почему власть на Мадагаскаре меняется чаще, чем времена года.

Пушистый символ Мадагаскара. Лемуры — это эндемики острова. То есть в дикой природе живут только там. Этого зовут Вася. Он москвич. Родился и вырос в России. Ему шесть лет. По человеческим меркам подросток.

«На Мадагаскаре очень много видов лемуров живет. Это отдельный вид лемуров капа. Они отличаются от других лемуров тем, что ночью он спит, как человек. У него нежные лапки, он как маленький ребенок тебя трогает, — рассказала Ариана, сотрудница «Лемур-кафе.

И этих милых созданий жители Мадагаскара едят. Не от жизни хорошей.

С едой на острове туго. Страна хоть и аграрная. Но посевы часто гибнут от жары или наводнений. Четыре года назад несколько миллионов жителей спаслись от голодной смерти, поедая саранчу. Другой еды просто не было. Население острова — 31 млн человек. И 90% из них живут в хижинах, доехать куда тот еще экстрим.

Вместо дорожной техники люди. Ведрами и лопатами расчищают путь для проезда. Ручной труд на острове — дело обычное. За два доллара в день женщина дробит щебень. И за такие гроши работает большая часть населения, средняя месячная зарплата на острове — 65 долларов. Вот сфера услуг по-мадагаскарски — уличная прачка. Вещи разных людей в одном тазу. С водой в столице напряженка.

В столице Антананариву живут всего 3 млн человек, или 10% всех малагасийцев, так называют жителей Мадагаскара. Горожане и вышли на протесты после того, как начались перебои с водой и электричеством.

Протесты стали кровавыми. От действий полиции погибли 22 человека.

«Весь народ больше не может этого выносить. Наша семья страдает, все страдают. Он должен уйти, вот о чем мы просим!

«Каждый третий житель острова сидел без света в этом октябре. Не потому, что это какая-то диверсия или правительство отключило. Во-первых, износ. То есть французы получали все прибыли, но они ничего не инвестировали.

Бывшая французская колония получила независимость в 1960 году. Но по факту все еще находится под протекторатом. Крупным бизнесом управляют иностранцы. Выращивание, сбор и обработка той же ванили находится в руках чужестранцев. Для местных работа на них считается престижной, потому что оплата стабильная, по доллару в день, еще и кормят.

Бурбон ваниль бренд острова. До того как она попадет на прилавок, проходит 10 месяцев. Стручки ванили сначала выращивают на плантациях. Потом срезают и ошпаривают кипятком. После предстоит долгий процесс сушки. Иногда он доходит до трех месяцев. На долю Мадагаскара приходится 80% мирового экспорта ванили. Только США покупают этой специи в год на 82 млн долларов.

Французские бренды отшивают на Мадагаскаре одежду. Швеям здесь платят в два раза меньше, чем в Бангладеш, 48 долларов в месяц.

Президенты Мадагаскара меняются так же стремительно и часто, как времена года. Андри Радзуэлина, как только на сторону протестующих перешла армия, бежал из страны. Его эвакуировали на французском военном самолете.

«Кто такой сам Радзуэлина? Ему, в общем-то, обижаться не на кого, потому что он точно так же в 2009 году пришел к власти в результате переворота, гораздо более кровавого и жесткого, чем сейчас. Сейчас это просто детские бирюльки, — считает Дарья Митина.

В 2009 году Андри Радзуэлина был мэром столицы. Тогда ему было 35 лет. Бывший ди-джей, сын военачальника умело дирижировал толпой.

«Мальчик с золотой ложкой во рту. У него и отец был большим начальником, и дед был большим начальником. И как раз вот нарекание простых людей, которые выходят на улицы, как раз именно связаны с отрывом, так сказать, от почвы. Когда ты ездишь на лимузине, из Парижа привозят черную икру, а люди сидят без света, — отметила Дарья Митина.

Новым главой Мадагаскара стал полковник армии Майкл Рандрианирина. Ему подчиняется спецподразделение CAPSAT. Элита мадагаскарской армии. Все склады с оружием и техника находятся во введении CAPSAT. Причем два года назад полковник уже пытался устроить военный мятеж, но дальше подготовки дело не пошло. А самому мятежнику и погоны оставили, и наказали мягко — дали всего год условно.

«Нам, военным, пришлось взять ответственность на себя, потому что в стране ничего не осталось: ни президента, ни правительства.

Люди военные уже возглавляли Мадагаскар четыре раза. И каждый раз забирали власть силой. Это было в 1970-х годах. После того как президентом стал Дидье Рацираку, на острове перестали бунтовать. Его называли «красным адмиралом. Потому что служил во флоте и дружил с Москвой.

«Эта дружба, это были не пафосные ритуальные поцелуи под камерой, это была совершенно реальная помощь специалистами и инженерами, техническим составом и прямые финансовые инвестиции, — рассказала Дарья Митина.

Во многом благодаря советской помощи Рацирака правил на острове стабильно долго с 1975 по 1993 годы. В разгул демократии проиграл на выборах. Но через три года вновь вернулся в большую политику. Привычным для себя методом организовал протесты. Хватка военного с годами слабла. В итоге его выгнал из страны, опять же при помощи толпы, производитель молока Марк Равуламанана. Тот самый, кого в 2009 году сместил нынешний беглец. У Андри Радзуэлины, как выяснилось, два паспорта. Бежавший президент Мадагаскара еще и гражданин Франции.

Ему уже объявили импичмент. А новый президент принес присягу. Только видели ее немногие. Телевизоров в стране мало, а доступ к электричеству имеет только у 13% населения. А народная молва, как и цивилизация, еще не скоро доберется до деревень. Туда, где самый главный праздник день почитания мертвых.

Ритуал переворачивания костей. Останки достают из склепа. Заворачивают их в новую ткань. Танцуют с ними и веселятся. На такие семейные даты, а они происходят раз в семь лет, собирается вся деревня. Чтобы устроить пиршество, хозяева часто залезают в долги.

Но традиция есть традиция. Пожалуй, это самое постоянное, что есть на Мадагаскаре.