«Я завидую России». От помидоров – к империи. Что будет, если Турция захочет вернуть великое прошлое

Характерным примером этого является столь противоречивая страна, как Турция. Если съездить туда и поговорить с местными в популярных курортных зонах, то можно сделать не одно интересное наблюдение...

«Я завидую России». От помидоров – к империи. Что будет, если Турция захочет вернуть великое прошлое
© runews24.ru

«Несерьёзная» страна

В популярном среди туристов районе Стамбула Каракёй всегда людно, всегда полно людей, снующих между набережными, кафешками и магазинчиками. Местные торговцы и владельцы кафе давно привыкли к туристам и не прочь покалякать о том о сём с заезжими.

«Что такое нынче Турция – вглянул налево, взглянул направо – вот и вся страна. Раньше Османская империя находилась на трех континентах. Сегодня мы развлекаловка для туристов, поставщик фруктов и овощей», - сетует хозяин кафе Хусейн Шахин в разговоре с репортёром «АиФ».

Каракей (Галата) - район, изначально построенный генуэзцами 

По словам Шахина выходит, что Турцию развалил лично Кемаль Ататюрк вкупе с Францией и Британией. У находящейся в тяжёлом кризисе Османской империи, где подняли голову национальные движения арабов, армян, евреев и прочих меньшинств, британцы и французы в 1922 году «изъяли» арабские владения.

Так возникли государства вроде Ирака, Сирии, Ливана, Палестины, Саудовской Аравии и прочих. Нужно правда заметить, что официально период распада империи османов отсчитывают с 1908 года – когда от них «уплыл» к Греции Крит.

All inclusive – тоже неплохо?

«Ностальжи» 54-летнего Шахина по временам величия османского государства разделяют в Турции ныне многие сограждане. Владелец туристической компании Мехмет Демир вспомнил, как оказался в Каире.

«У меня навернулись слёзы на глаза, когда я увидел мечеть, возведённую во времена османов в Египте. На минаретах были такие же ажурные балкончики, какие делали при Сулеймане Кануни. Когда-то здесь тоже была Турция, были наши традиции и право», - рассказал он.

То же самое «дежа-вю» было у Демира в Багдаде, который тоже был частью владений султаната.

Люди в Турции, знающие историю, вспоминают о том, что в своей автократической власти султаны были в ряде вопросов более современными, чем европейцы. 

Фаусто Зонаро, «Мехмед II вступает в Константинополь»

 

Родовая аристократия у османов была весьма куцей, отчасти в силу того, что многие гибли в завоевательных походах. Потому вопросы назначений решались часто без оглядки на этническое происхождение человека.

Великим визирем (премьер-министром) мог быть и араб, и грек, и армянин – лишь бы исповедовал ислам. А вчерашний раб, проявив смекалку и трудолюбие, мог стать главой имперской столицы.

«Я завидую России. Вы до сих пор империя. А Турция известна лишь своим all inclusive» - сокрушается Демир.

Возвращение «османской» политики

Как видим, империя нынче очень популярна в турецком обществе. Настолько, что там ныне принято следить за новостями из стран, которые раньше составляли владения османских владык.

Ближний Восток и Северная Африка до сих пор считаются многими «утраченными территориями». Президент Эрдоган был одним из тех, кто поднял эту моду на империю в обществе и тем, кто вмешивается в дела сопредельных стран.

Туркам есть о чём тосковать: их империя занимала территории почти всего востока и юга Римской империи

Ахмед аш-Шараа, «временный» президент Сирии, не смог бы прийти к власти без поддержки Турции. Однако теперь граждане Турецкой Республики ругают Эрдогана: многие из них ждали территориального раздела Сирии...

Разговоры о Великом Туране не исчезают из кофеен Стамбула, Анкары, Измира и иных городов страны. Не стоит, кстати, забывать, что в период наивысшего могущества, османы владели территориями и нынешней России и Украины. А крымский хан и вовсе был вассалом султана.

Сны о Великом Туране

Национализм в современном мире специфически смешивается с «интернационализмом». Нынешние турки от лавочников до президента полагают себя покровителями всех тюркоговорящих народов. Даже если они никогда не входили в состав их страны.

Покалякать «за Великий Туран» - хорошее дело!

Азербайджан и страны Средней Азии тоже часто присутствуют в их мечтах «под чаёк» или что покрепче. А турецкое руководство поддерживает деньгами и вооружениями туркменов Сирии и Ирака (их именуют туркоманами).

«Разве есть что плохое в создании Великого Турана?», - вздохнёт иной турецкий обыватель.

Пределы мечтаний

Впрочем, мечты эти воплощаются, но скорее «культурно-бизнесовыми» методами. Турецкие магазины автор этих строк встречал и в Екатеринбурге, и в Стокгольме. Так что свою версию «новой османской экспансии» турки реализуют на практике.

Для мечт о Великом Туране же нет никаких оснований. Почему? Прежде всего потому, что исторический период подобных завоеваний завершился. Одно из условий таких экспансий – что викингов, что мадьяр, что зулусов с испанцами – демографические возможности.

Последний султан Мехмед VI покидает Стамбул, 1922 год

А современная Турция подобным не обладает. Более того, её нынешние размеры – предел мечтаний. «Демократия» в империи была возможна только потому, что сами турки-османы в ней были в меньшинстве. Это же и было причиной начала упадка империи в XVIII веке – все закономерно.

Отсюда и причины зависти турок к России. Как и неожиданный совет одного из них нам:

«Вы, русские, должны делать всё, что пожелаете. И плевать, если это кому-то не нравится в мире. Это делают и Турция, и Британия, и Франция».

Интересно, что они скажут, если мы сделаем, что-то, что не понравится Анкаре?