Соединить Волгу и Дон еще начиная с XVII века собирались то турки, то русские, но удалось это сделать только 60 лет назад (а именно 31 мая 1952 года) строителю и гидротехнику Сергею Яковлевичу Жуку. 100-километровый канал, состоящий из 13 шлюзов, строили четыре с половиной года силами добровольцев, заключенных и даже пленных немцев. Работы были опасные, постоянно происходили несчастные случаи, во время которых гибли люди, поэтому один день на стройке приравнивался к трем-четырем дням заключения в тюрьме.Построенный канал назвали в честь Ленина, но у самого первого шлюза поставили памятник Сталину, простоявший чуть менее 10 лет. После развенчания культа личности Иосифа Виссарионовича убрали, а на пустующий постамент поставили памятник Ильичу, который тут же попал в книгу рекордов Гиннесса как самый высокий (57 метров с постаментом) памятник реально существовавшему человеку.Канал остается судоходным около 200 дней в году, за это время проплыть из Волги в Дон или наоборот успевают пять тысяч судов (в основном это грузовые баржи). Средняя продолжительность прохождения канала 10-12 часов. Первые три шлюза расположены в черте Волгограда, остальные десять – за его пределами.