Когда в 1883 году Метрополитен-опера открывала свой первый сезон на Бродвее, никто не мог подумать, что она довольно скоро составит конкуренцию признанным грандам из Европы – миланской «Ла Скала» и Венской Государственной опере. Но благодаря знаменитой американской напористости, желанию учиться и превзойти конкурентов и (далеко не в последнюю очередь) деньгам меценатов – «новых американских аристократов» – Метрополитен-опера вскоре стала «узнаваемым брендом». Восхождению к вершинам славы не помешал ни пожар в 1892 году, ни тот факт, что долгое время театр не ставил собственных опер, а нанимал импрессарио, которые устраивали тематические сезоны. Так, восьмидесятые годы XIX века прошли под знаком немецкой оперы. В девяностых ее сменили Итальянские сезоны.Уже в начале ХХ века благодаря усилиям выдающихся менеджеров Метрополитен-опера вошла в обойму мировых лидеров и даже заметно потеснила Вену, Париж, Лондон и Милан по размаху постановок и количеству занятых в них звезд. Здесь дирижировали Густав Малер, Артуро Тосканини, выступали все звезды – от Федора Шаляпина до Энрико Карузо. Неудивительно, что именно в «Метрополитен-опере» в 1956 году спела свою лучшую партию величайшая оперная певица ХХ века Мария Каллас. А через 12 лет здесь были открыты Лучано Паваротти и Пласидо Доминго.В 1966 году «Мет», как ее сокращенно называют, переехала на новое место – в центр изобразительных искусств и музыки имени Линкольна (Линкольн-центр) в районе Верхнего Вест-сайда. Новое пятиарочное здание в неоитальянском стиле было построено по проекту Уоллеса Кей Харрисона. В лобби, которое не капли не изменилось за несколько десятилетий, находятся огромные фрески Марка Шагала стоимостью 20 миллионов долларов, скульптуры Аристида Майоля и Вильгельма Лембрука, а также галерея с портретами выдающихся исполнителей и меценатов. В Аудиториуме на 3800 мест – самый большой в мире расшитый золотом занавес, весящий несколько сот кило и 80-футовая сцена, мечта любого амбициозного исполнителя и музыканта.Сегодня не обязательно ехать в Нью-Йорк, чтобы посмотреть эталонную «Норму» или «Травиату»: демократичные интернет-трансляции на сайте театра, а также фирменные DVD и кинопоказы, идущие по всему миру, помогут окунуться в мир оперных страстей на любом расстоянии. Но все же нет ничего лучше старого доброго живого выступления. Тем более, оказавшись здесь, можно быть уверенным, что перед вами выступают лучшие из лучших. Например, Рене Флеминг и Пласидо Доминго, или наш земляк Дмитрий Хворостовский, отметивший 50-летие в этих славных стенах, и почти землячка, украинка Анна Нетребко.