Реймсский собор с древнейших времен был местом коронации французских королей. Первый храм во славу Богоматери был построен в городе в начале V века на месте римских терм. По легенде, в 498 году епископу Реймса Ремигию ангел, явившийся в образе голубя, принес Святую Стеклянницу с елеем для крещения Хлодвига – короля франков из династии Меровингов. Известно, что христианскую веру Хлодвиг решил принять после победы над алеманнами и под влиянием Ремигия.
В 816 году Людовик I Благочестивый в память о своем прославленном тезке (Хлодвиг – древнефранкская модификация имени Людовик) также решил устроить церемонию коронации в соборе в Реймсе, подчеркнув тем самым преемственность королевской власти во Франции. Обряд помазания на престол с использованием елея из заветной стеклянницы, должен был напоминать библейское помазание Давида Самуилом. Этот факт и сама Святая Стеклянница помогли реймсским архиепископам постепенно добиться того, чтобы торжественная церемония проходила именно в их соборе. В результате в Реймсском соборе, за редким исключением, короновались все французские короли от Генриха I (1027 г.) до Карла X (1825 г.). А в 1429 году Жанне д’Арк даже удалось через оккупированные англичанами земли, благополучно провести в Реймс для коронации короля Карла VII. В память об этом в соборе хранится статуя Орлеанской девы в доспехах из посеребренной бронзы работы Проспера д’Эпине.
Строительство того собора, который сегодня возвышается в центре города, велось непрерывно в 1211–1275 годах. Таким образом, он моложе Собора Парижской Богоматери. Но окончательно все работы по отделке храма были закончены в 1311 году. С архитектурной точки зрения это один из самых известных образцов готики во Франции. Его украшают 2303 статуи.
Во время Великой французской революции собор, будучи оплотом монархии, как ни странно, был поврежден меньше, чем Шартрский. Но позже он получил статус «мученика», так как подвергся жестокому артиллерийскому обстрелу со стороны немецкой армии в годы Первой мировой войны.
Тем не менее, тут сохранились витражи XIII века, которые сосредоточены главным образом в верхней части нефа, хора и трансепта. Но большинство подлинных витражей средневековых мастеров погибло в XVIII веке. В центральной капелле стоит обратить внимание на витражи Марка Шагала, выполненные им в 1974 году.
В соборе между третьим и четвертым пролетами нефа на плиточном полу до 1779 года находился лабиринт, продвижение по которому на коленях традиционно символизирует у верующих путь к очищению. Его изображение, повернутое под углом 45°, стало символическим знаком, обозначающим исторический памятник Франции.
Статус Исторического памятника присваивают во Франции объектам, представляющим большую архитектурную или историческую ценность. Это может быть здание или отдельная его часть, комплекс зданий, памятник, сад и т.п. Данный статус может быть присвоен и движимым объектам, например, предметам мебели, церковного обихода и даже архивным документам.