Милая провинциальность Костромы трогает душу. Особенно если отправиться бродить по ее улицам ранним утром выходного дня. Местные жители, озабоченные домашними делами, еще не вышли в город, и потому вокруг разлита тишина. Резные наличники на деревянных домах, изредка попадающиеся колонки с водой, выглядывающие из-за деревьев золоченые купола церквей, и, наконец, торговые ряды рядом с Молочной горой. Представляется, будто через мгновение на этой горе появятся шумные торговки с бидонами, творогом и сыром, переправившиеся сюда с другого берега Волги, чтобы продать свой свежий товар. И кажется невероятным, что город сохранил облик и атмосферу конца XIX века, какие сегодня можно вообразить лишь с помощью учебников истории.Визитной карточкой Костромы считается Сусанинская площадь, которую местные называют «сковородкой». От нее лучами расходятся улицы. Эта веерная планировка, разработанная в соответствии с основными принципами классицизма, легла в основу регулярного плана города, утвержденного в 1781 году самой Екатериной II. Кстати, тогда главная площадь называлась в честь императрицы – Екатеринославской.В двух шагах от нее – памятник Ивану Сусанину. Он напоминает о том, что Кострома с самого начала была связана с династией Романовых. Ведь именно здесь, у стен Ипатьевского монастыря, по повелению Земского Собора юный Михаил Романов был наречен царем. Для того чтобы увидеть палаты бояр Романовых и удивительные фрески в храме, покрывающие стены от пола до потолка, сюда едут не только русские туристы, но и немцы, англичане, французы, американцы. В теплое время года в глазах рябит от обилия туристических автобусов возле монастыря и расположенного по соседству заповедника «Костромская слобода», где сохранились красивейшие деревянные церкви, дома и часовни. Разгадать тайну загадочного названия – Кострома – на протяжении ряда лет пытаются многие ученые. Одна из версий гласит, что так называлось древнее божество Весны. Для него каждый год устраивали языческий обряд похорон, бросая его в воду. Таким образом древние люди прощались с весной и готовились к лету. Близкая гипотеза «говорит» о кукле-чучеле с именем Кострома, которая символизировала дух растительности и изготовлялась из соломы или прутьев. С ней также устраивалась церемония похорон на следующей неделе после дня летнего солнцестояния. Происходило это примерно 29 июня, когда люди оплакивали уже увядающую силу растительного духа.Еще одно толкование основано на появлении костров льда, которые во время весеннего разлива реки Костромы высоко громоздились по ее берегам, подталкиваемые новыми льдами с Волги. В газете «Костромские губернские ведомости» в 1855 году писали об огромных «кострах» леса, бревен, которые во время их сплава по реке, выплывали на берега, наползая друг на друга. А вот составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» В.Даль предполагал, что название города произошло от слова «костер» – т.е. высокий сруб, выступ городской стены.Другой важный элемент города – это, разумеется, Волга, величественная и широкая. Река делит город на две части, а живописные холмы, раскинувшиеся по обоим берегам, позволяли архитекторам творить особый силуэт Костромы. Тех, кто прибывает в Кострому по воде, всегда завораживает береговая линия старой части города с колокольнями, остатками высоких оборонительных валов, воротами Московской заставы, которые считаются парадным въездом в город со стороны Волги, и беседкой Островского.Третья непременная составляющая Костромы – это лен. Изделия из него тут встречаются повсюду. Туристов, прибывающих на теплоходах, ярмарка льняных изделий ждет прямо при сходе с трапа. Еще одна точка продаж – площадка возле стен Ипатьевского монастыря. Бесчисленные магазинчики рассеяны и по самому городу – только успевай следить за вывесками. Кардиганы и легкие шали, юбки и платья, детские вещички, скатерти и полотенца – продавцы предлагают вещи и модели на любой вкус и кошелек.У костромского текстильного производства – давняя история, начавшаяся во второй половине XVIII века. К началу XIX века местные мануфактуры вырабатывали третью часть всего льняного полотна, которое вывозили из России на продажу за границу. А среди российских городов Кострома тогда занимала первое место по объему производства льняных тканей. К слову, в 1866 году московские купцы – братья Третьяковы – открыли в Костроме свою льняную мануфактуру. Прибыль, которую она приносила, шла на приобретение картин, впоследствии составивших коллекцию Третьяковской галереи.Завершая краткий обзор города, стоит упомянуть и знаменитый костромской сыр. Расцвет сыроварения случился тут в самом конце XIX века. Известно, что ряд московских купцов специально завозили в окружающие Кострому деревни породистых коров и раздавали их крестьянам с тем, чтобы последние сдавали молоко на построенные ими в округе сыроваренные заводы. Производимая на них продукция часто отправлялась в Москву и Петербург. Продолжаются сырные традиции в городе и сегодня. Возле Молочной горы, рядом с Торговыми рядами, работает «Сырная биржа», где есть возможность попробовать и купить самые разные сорта сыра, сделанные в окрестностях Костромы. С Костромой тесно связана судьба драматурга Виктора Розова. В городе прошло его детство и юность. Тут он начал работать на текстильной фабрике и играть в Костромском театре юного зрителя. После тяжелого ранения в ногу в 1942 году он приехал в Кострому, и, восстанавливаясь после ранения, написал пьесу. Спустя 14 лет, в 1956 году, московский театр «Современник» начал свою работу, поставив по ней спектакль «Вечно живые». А еще три года спустя об этой пьесе, написанной в провинциальной Костроме, и драматурге Розове, узнал весь мир. Фильм «Летят журавли», снятый по его сценарию, получил Пальмовую ветвь в Каннах.