Экипаж севшего в пшеничном поле Airbus верит, что он способен взлететь
К восстановлению самолета, приземлившегося на поле близ села Московка под Новосибирском, приступили специалисты авиакомпании "Уральские авиалинии". Правда, процесс небыстрый, и машина точно не поднимется на крыло до крепких морозов.
Экипаж верит, что лайнер способен вновь взмыть в небо. Между собой они называют крылатую машину "Бумер". Когда в 2013 году борт Airbus A320 прибыл в Россию, на его корпусе значился регистрационный номер VP-BMW. Номер с тех пор поменялся, а вот эффектное имя, знакомое по знаменитому фильму, закрепилось. И, видимо, не зря: "Бумер" держит марку.
- Любой самолет - наш дом. А этот уже легенда, и мы, конечно, переживаем за него. Не хочется, чтобы его отправили на металлолом, - призналась в разговоре с "РГ" бортпроводница Дарья Глушкова.
По данным авиакомпании, самолет не имеет серьезных повреждений и в будущем, скорее всего, сможет выполнять полеты. Во время экстренной посадки в один из двигателей попали грунт и солома. Землю с колосьями выгребли, а исследования методом бароскопии (бароскоп работает по принципу медицинского эндоскопа и позволяет проводить осмотр внутренних систем) показали: двигателям не потребуется глобальный ремонт. Прямо в поле специалисты привели в рабочее состояние развернутую переднюю стойку шасси. Кроме того, выявлена и устранена причина неисправности одной из гидросистем.
"Вести с полей" - так полушутливо называется на официальном телеграмм-канале авиаперевозчика подборка новостей, связанных с аварийной посадкой Airbus A320. В обстоятельствах ЧП разбираются следователи СУ на транспорте (возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна), прокуратура и комиссия Росавиации. С лайнера сняты бортовые самописцы.
Фото: Пресс-служба "Уральских авиалиний"
- Самолет исправен. Только вытекла гидравлическая жидкость. Грубо говоря, шланг лопнул. Заливаем в него масло, керосин - и вперед! Поля у нас без камней, ровные. Длины вполне достаточно. Замерзнет грунт, получится взлетная полоса. Поднимайся да лети, - оптимистично настроен глава Урбинского района Олег Конюк.
Сельчане, понятно, заинтересованы, чтобы к посевной освободить поле. За неубранный урожай авиакомпания обещала выплатить компенсацию. А длина нивы - 4,5 километра - действительно перспективна для разбега и взлета. Пока представители официальных надзорных структур никак не комментируют будущее машины, а вот независимые эксперты уверили "РГ", что этот вариант не фантастика.
- Чисто технически подготовить полосу реально и не так уже затратно. Хорошо промерзший грунт эквивалентен бетону. Для разбега достаточно трех километров. В Антарктиде самолеты успешно совершают посадки на ледовые аэродромы. А в Якутии зимой действовал аэродром с грунтовой полосой, на которую садился даже 70-тонный Ил-62. Масса Airbus A320 - чуть более 40 тонн, - приводит доводы о возможности взлета авиатехник и блогер Николай Скрыпников.
Впрочем, в "Уральских авиалиниях" рассматривают и другие варианты развития событий. "Ожидаем доставку подъемников, чтобы провести гонку шасси, проверку узлов и дополнительные исследования конструкции воздушного судна. В планах демонтаж кресел для облегчения лайнера", - уточнили в авиакомпании.
Всем пассажирам страховая компания выплачивает компенсацию за пережитый стресс - по 100 тысяч рублей. Объявление с разъяснениями, какие документы и куда необходимо отправить, выложено на сайте авиакомпании. На конец прошлой недели заявления подали 154 пассажира, все одобрены.
Экипаж, пока идет расследование, отстранен от полетов. У команды есть месяц, чтобы отдохнуть и восстановить силы. Увольняться никто не собирается. Тем более в родном аэропорту Кольцово их ждал сердечный прием. И пилотам, и бортпроводникам сослуживцы подарили символические букеты из колосьев. Кстати, спасенные пассажиры до сих находят в соцсетях профили членов экипажа, чтобы высказать слова благодарности.
- К всеобщему вниманию я, если честно, не была готова. Люди узнают на улице, даже здороваются. Таксисты постоянно расспрашивают о нюансах происшествия, - рассказывает Дарья Глушкова.
- За семь лет работы бортпроводником с экстремальной ситуацией в небе я столкнулся впервые, - добавляет ее коллега Дмитрий Костырев. - Оказалось, благодаря регулярным тренировкам удалось все сделать правильно: успокоить пассажиров, провести эвакуацию, проверить, нужна ли кому-то медпомощь. Этот алгоритм словно по полочкам был разложен в голове. Понятно, в романтику профессии ЧП не вписывается, зато я впервые осознал, какое важное дело выбрал.
Между тем крылатый BMW готовится к приходу холодов. Для придания устойчивости под него уложили деревянные платформы. Вокруг смонтирован трехметровый забор, чтобы любопытствующие не разобрали на части: к месту аварии до сих пор, как на экскурсию, приезжают десятки автомобилей с желающими сделать селфи. А для круглосуточной охраны залетной железной птицы оборудованы теплые времянки сторожей.
Тянет в небо
Командир экипажа А320 Сергей Белов рассказал, что после инцидента его жизнь не поменялась: охранники на КПП авиаштаба все так же просят пропуск, в такси узнают не часто, зато, пока идет расследование, он успел соскучиться по небу и считает дни до встречи с высотой.
Белова назначили командиром воздушного судна в 2018 году, а к отряду уральской авиакомпании он присоединился десять лет назад. С выбором профессии помог определиться отец, который тогда работал командиром-инструктором на Ту-154 в составе "Уральских авиа-линий".
Фото: Татьяна Андреева/РГ
- У меня перед глазами два примера: дед был штурманом стратегических ракетоносцев Ту-16, отец пошел по его стопам - в 28 лет стал командиром Ту-154. С ним случилась такая история. В Одессе у его самолета произошла рассинхронизация закрылков, летчики выработали топливо и благополучно совершили посадку, никто не пострадал, - говорит Сергей.
В разговоре с корреспондентом "РГ" капитан признался: экстремальная ситуация в небе потребовала от него максимальной концентрации. Авиация, по признанию пилота, всегда учеба и всегда что-то новое.
- Думаю, если постараться, ради спасения людей я посадил бы самолет даже на футбольное поле, - подытожил Белов.
Справка "РГ"
Самолет компании "Уральские авиалинии" Airbus A320 рейса U6-1383 Сочи-Омск, на борту которого находился 161 пассажир, включая 23 ребенка, 12 сентября 2023 года совершил вынужденную посадку на пшеничном поле в Новосибирской области. Обошлось без жертв и травм.
Как объяснил командир судна Сергей Белов, все началось с частичного отказа гидравлики. При таком дефекте садиться в аэропортуОмска, где короткая полоса, было опасно, и пилоты выбрали соседний Новосибирск. Но сильный ветер и низкий эшелон (высота полета) увеличили расход топлива, до аэропорта его могло не хватить. Тогда командир рискнул приземлиться в поле.
Исследователи авиакатастроф считают вполне реальной возможность возвращение Airbus A320 к регулярным полетам. В пример приводят историю, случившуюся в сентябре 2010 года с самолетом Ту-154М авиакомпании "Алроса". На борту судна, летевшего из Москвы, пропало электричество, до ближайшего аэропорта - сотни километров, под крылом - тайга и река Ижма. Внезапно пилоты заметили меж деревьев старую взлетно-посадочную полосу, куда и направили машину. Экипаж и пассажиры остались живы, вскоре их эвакуировали, лайнер остался в лесу. Весной следующего года его подняли на крыло и доставили в аэропорт. После ремонта Ту-154М еще семь лет выполнял коммерческие рейсы.