Войти в почту

Кино "Третьего не дано"

Ространснадзор не часто беспокоит проверками "Уральские авиалинии". По данным, утекшим в СМИ, в 2020-2022 годах авиакомпанию проверяли лишь 5 раз. Для сравнения: "Аэрофлот" - 15, Utair -17, "Якутию" - 20, S7 – 13, "Россию" - 23. В двух проверках УАЛ нарушений выявлено не было.

Кино "Третьего не дано"
© Уралинформбюро

После приземления в чистом поле А320 рейса Сочи – Омск в сентябре 2023 года надзорное ведомство отправилось в авиакомпанию с внеплановой проверкой. И, о Боже, насобирало пакет грубых нарушений. В частности, аудит подрядной организации по техническому обслуживанию самолетов не проводился … с апреля 2022 года. 150 инженеров не прошли периодическую подготовку. Так и записано в акте, который цитируют "Известия" - "техперсонал безответственно выполнял свои обязанности".

Давайте вернемся к двум аварийным посадкам аэробусов "Уральских авиалиний" в 2019 и 2023 годах, чтобы понять, к чему приводить безответственность.

Третий самописец

С какой целью был снят фильм "На солнце, вдоль рядов кукурузы"? Вполне вероятно, для того, чтобы сформировать нужную картинку происшествия 15 августа 2019-го. Полет рейса Жуковский – Симферополь из 93 реальных секунд растянут на кинематографические десятки минут. И акцентированно показано, как стюарды готовят пассажиров к внезапной посадке, как самолет убирает шасси. На самом деле ничего этого не было.

По горячим следам, экипаж А321 утверждал, что они убрали шасси и садились на брюхо. "Также я принял решение не выпускать шасси, потому что это было безопаснее для посадки", - заявил Дамир Юсупов на пресс-конференции четыре года назад. На презентации фильма в этом году он поменял позицию: "Шасси не было убрано, оно вызывало дополнительное сопротивление. По инструкции шасси надо сразу убирать. Но благодаря тому, что оно не было убрано, мы пролетели меньшее расстояние и выполнили посадку в пределах поля. Пролетели бы дальше — там были бы уже строения и лес".

Издание Baza свой документальный фильм-расследование выпустило еще в августе 2020 года. В нем содержатся важные детали полета. В частности, пассажиры утверждают, что стюардессы сидели молча и никому никаких инструкций не давали. Когда сели на поле – тут уже они начали руководить эвакуацией.

Но гораздо важнее информация семьи Волощук, которые с ребенком оказались в центре действия в художественном фильме. Они сообщили, что правый двигатель работал со звуком плохо заводящегося мотоцикла с самого начала и до конца полета. Это так называемая газодинамическая нестабильность двигателя – о ней Юсупов тоже говорил Baza.

На одном из видео, снятом в салоне аварийного самолета, зафиксированы 23 последние секунды полета. Так вот до самого касания с землей правый двигатель работал, но его мощности не хватило для удержания А321 в воздухе и возврата на полосу. Выпущенные шасси тоже сыграли против. Кстати, в Сети можно найти видео, как экипаж A320 Uzbekistan Airways в феврале прошлого года, взлетая из Риги, также на пару минут забыл про шасси, но у них, к счастью, не было столкновения со стаей чаек.

Авиапарк "Уральских авиалиний" все годы страхует "Альфа-Страхование". Как выяснило "Уралинформбюро", за ставший грудой металлолома аэробус пришлось выплатить около 2 миллиардов рублей, и страховщик так и не смог взыскать эту сумму с тех, кого он считает ответственными за орнитологическую безопасность аэропорта Жуковский. Отчет по результатам ЧП был подписан в Межгосударственном авиационном комитете в апреле 2022 года – его до сих пор не рассекретили, но "Альфа-Страхование" утверждает, что в нем содержатся выводы о "виновности" чаек. Суды трех инстанций этим доводам не вняли.

Я внимательно изучил десятки фотографий с кукурузного поля, но так и не нашел на смятом головном обтекателе аэробуса крови птиц, которая должна остаться после столкновения. Такое ощущение, что чайки, сидевшие на левой кромке ВПП, попали только в левый двигатель, выведя его из работы, а правый движок 15-летнего самолета изначально был не готов к полету, но экипаж этого не заметил. Как отмечал сам Юсупов, летчики "не совсем понимали, что происходит". Корреспондент Baza во время разговора с Дамиром вдруг называет его третьим самописцем самолета, и он недалек от истины – командир экипажа своими заявлениями за минувшее время дал не один повод для сомнения.

Чудом является то, что на пути падающего самолета оказалось кукурузное поле. Многие авиационные эксперты именно так оценивают благоприятный финал того полета.

Экипаж катастрофы

Проходит четыре года – ковид, СВО, антироссийские санкции, изрядно повлиявшие на отечественную авиацию. И 12 сентября происходит посадка на пшеничное поле еще одного аэробуса "Уральских авиалиний" - А320 летел из Сочи в Омск. Остряки тут же начинают причислять УАЛ к сельхозавиации.

Основной владелец и бессменный гендиректор авиакомпании Сергей Скуратов сразу стал отговаривать от причисления этого экипажа к героям. Юсупова с напарником за сутки возвели в ранг Героев России, и теперь "заднюю скорость" там не включить.

Фото: АК Уральские авиалинии

Выход из строя одной из трех гидросистем аэробуса при заходе на посадку в Омске "разбалансировал" экипаж. В одном из telegram-каналов была опубликована возможная расшифровка речевого самописца рейса Сочи-Омск. Хорошо, пусть это будет не оригинал, а что если экранизировать написанное?

Получится, что экипаж вообще не рассматривал посадку в Омске, решив, что им не хватит полосы в 2,5 километра для торможения, к тому же во внутренних инструкциях УАЛ есть указание в случае поломки лететь в аэропорт, где возможно произвести ремонт. Таким является Новосибирск (длина ВПП – 3 километра), но не Омск.

Далеко не редкость, когда самолеты выезжают за пределы посадочной полосы – кто-то не рассчитал точку касания, у кого-то была неисправность. За торцевой зоной безопасности есть еще свободная зона – риск последствий есть, но аэродромные службы были бы нацелены на помощь экипажу аварийного лайнера, отлетавшего почти 20 лет.

Фото: АК Уральские авиалинии

Командир Сергей Белов, не обсуждая варианты посадки со вторым пилотом, принял решение лететь в Новосибирск на остатках топлива. Экипаж несколько раз пересчитал его (первоначально не хватало около 100 килограммов) и рискнул. При этом Белов был уверен, что смог убрать шасси после несостоявшейся посадки в Омске, но это была ошибка.

Обнаружив, что топливный запас не позволит им добраться до полосы аэропорта, экипаж начал судорожно искать любую пригодную площадку для посадки. И снова чудо – нашлась такая, ну, а шасси были готовы.

Фото: АК Уральские авиалинии

В этом году летчикам однозначно хватало времени для взвешенного решения. Большинство экспертов уверено, что полет в Новосибирск был на грани авантюры. И за такое не награждать надо, а гнать из авиации.

Ространснадзор, кстати, во время проверки опрашивал экипажи "Уральских авиалиний". Выяснилось, что не все случившиеся авиаинциденты фиксировались, и, тем более, о них даже не сообщалось надзорным органам. Укрывательство производственного брака в авиации может обернуться трагедией.

Наверное, Бог дважды уберег экипажи и пассажиров УАЛ от гибели. И хоть он и любит троицу, но третье подобное спасение маловероятно.

Вадим ДЫНИН