Туристы не волнуются по поводу передачи данных о купленных турах в «Электронную путевку»
Большинство туристов пока не интересуется, каким образом и в каком объеме сведения о приобретенных ими турах будут передаваться в информационную систему «Электронная путевка». Это следует из опроса в телеграм-канале для специалистов турбизнеса «Крыша ТурДома В2В». На вопрос: «Туристы спрашивали у вас о том, попадут ли их данные в “Электронную путевку” (или о чем-то подобном)» – «Нет» ответили 60% из более 400 профессиональных участников опроса.
Единичные случаи фиксируют 8% респондентов, и лишь 5% выбрали вариант «Интересуются регулярно».
Несмотря на то что отказов от бронирований туров из-за внедрения «ЭП» не отмечается и внимание к теме со стороны клиентов минимальное, специалисты турфирм беспокоятся – а вдруг общественное мнение изменится? Например, если на государственном уровне или через крупных туроператоров будет идти пропаганда «Электронной путевки» как некого важного подтверждения сделанной покупки.
Первым пунктом среди условий, способных смутить потребителя туруслуг, обратившегося в розничную компанию, некоторые специалисты называют необходимость предоставить в ЭП персональные данные туриста. Однако их же коллеги из сообщества возражают. «Тех, кто в принципе не хочет светить свои персональные данные, сейчас крайне мало. Об этом давно никто не спрашивает, все привыкли», – считает руководитель турагентства «Тройка тур» Дмитрий Чистяков. К тому же ГИС полностью соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям безопасности по защите информации.
Еще один момент, по которому турагенты предвидят вопросы и опасения клиентов, – передача сведений о стоимости купленных туров в госсистему.
«Большинству туристов все это по барабану, и они пропустят мимо ушей информацию о реестре и ЭП, как и весь функционал госуслуг. Напрягутся только те, кому есть что скрывать, кто не декларирует свои доходы», – говорит турагент Андрей Федоров. «Человек при заработке в 50 тыс. летает за границу по 5 раз в год за миллион», – приводит пример один из подписчиков «Крыши ТурДома». В подобных случаях люди могут отказываться от покупки турпакета и рассматривать альтернативные варианты, например, сами приобретут билеты, а услуги размещения закажут в онлайне напрямую у отеля.
Самостоятельно собрать для клиента зарубежный тур турагент не вправе: такая деятельность будет считаться туроператорской, а значит, незаконной. В турфирме могут забронировать у туроператора наземное обслуживание как отдельную услугу. «Но при этом персональные данные также попадут в “Электронную путевку”», – отмечают турагенты. «Если же заказать проживание напрямую в отеле, оплачивать придется валютным переводом за границу, а их государство контролирует. И если агент захочет светиться вместо клиента, то это уже его риски. Только стоят ли они свеч?»
«Скорее всего, подобным клиентам мы будем отказывать, – заявил корреспонденту TourDom.ru один из турагентов. – Есть законодательство, обязывающее нас передавать сведения о конечной цене турпродукта. Если туристы не хотят раскрывать этих данных, то мы и настаивать не будем на покупке тура. Это ведь дело добровольное. А учитывая, что таких туристов единицы, мы сильно не пострадаем».
Впрочем, специалисты отмечают: государственная информационная система ЭП не связана с базой налоговой службы, по крайней мере, пока. А значит, клиентам нечего бояться – сведения о том, сколько тот или иной гражданин заплатил за тур, останутся где-то в недрах бигдаты «Электронной путевки».
Как утверждают источники в туроператорских компаниях, в правительстве тоже никто не заинтересован разрушить доверие граждан к организованному туризму. Тем более что в ЭП будут передаваться сведения не только о заграничных турах, но и о внутренних программах.