Как на судостроительном заводе Татарстана строят корабли: репортаж с производства
В Татарстане на Зеленодольском судостроительном заводе строят первое за всю историю России судно на водородном топливе. Разработку представили журналистам в рамках подготовки ко дню Республики Татарстан на выставке "Россия".
"Это судно прогулочного типа, рассчитанное на 10 мест, плюс два члена экипажа. Пока непонятно, по какому маршруту оно будет курсировать. Предполагается, что судно будет катать людей по Неве, либо же отправится на Байкал", - рассказал ответственный строитель заказа 393 Зеленодольского судостроительного завода Радик Минулин.
Фото: Валерия Лобко
Водородная установка собрана без помощи иностранных комплектующих и будет находиться на кормовой части корабля. Она перерабатывает воду в водород и заливает в баллоны, из которых подается сигнал на блок накопителя энергии, а тот передает электричество на крутящий момент. В судне будет два главных энергетических двигателя.
Строительство корабля уже в скором времени выйдет на финишную прямую. "Сейчас мы приступаем к оборудованию электрических составляющих заказа. Отмечу, что мы первые в истории Российской Федерации произвели блок-накопитель энергии, который позволяет 12 часов идти на ходу без подключения именно водородной станции", - поделился Минулин.
Фото: Валерия Лобко
Скорость корабля составит 10-12 узлов, что эквивалентно 18 км в час. Для прогулочного судна это оптимально, поскольку можно в полной мере разглядеть попутные пейзажи. Корабль также будет оборудован витражными стеклами, установленными специальным образом для лучшего обзора.
Помимо строительства первого в России водородного судна, на Зеленодольском судостроительном заводе также выпускаются пассажирские корабли на подводных крыльях (СПК) "Метеор-200". Это новая модель одноимённого судна, которая по сравнению с традиционными СПК имеет инновационные преимущества, повышающие транспортную безопасность пассажиров.
"На данном этапе на заводе имени Горького собирается проект "Метеор-2020", ведется сборка корпуса заказа 205 для республики Татарстан. Непосредственно на данный момент уже собрано два района корпуса из семи, - рассказывает сотрудник завода Евгений Макаров. - На начальных этапах создания судна формируется корпус, далее идёт настройка, устанавливается приводное рассечение и всё заваривается. Только после этого начинаем устанавливать подводные крылья".
Внутри "Метеор-200" разделён на кормовую, среднюю и носовую функциональные зоны. Первая предназначена для посадки пассажиров и сдачи багажа, она контролируется экипажем судна, во второй происходит размещение пассажиров и ручной клади, а последняя, носовая зона, отведена под размещение постов управления, кают, буфета и кают-компании экипажа. Кроме того, в судно встроена современная внутрисудовая система передачи данных по Wi-Fi.
Ещё одна отличительная особенность судна от предыдущих моделей - в новой самостабилизирующейся крыльевой системе типа "Утка". Благодаря её инновационным преимуществам, мореходность корабля увеличилась на 20-30%, а перегрузки при движении на волне снизились на 40-50%. Кроме того, была решена проблема сваливания с крыла в водоизмещающем режиме за счет положительных углов атаки носового и кормового крыла. Внутри судна применены компоновочные решения по перевозке пассажиров с багажом и ручной кладью, что делает поездку на "Метеоре-200" похожим на полёт в самолёте. Интерьер также очень схож с внутренней обстановкой воздушного судна, например такого, как Airbus.