Войти в почту

«Важно избавиться от голодных ртов»: Смирнов об инвестпроекте по развитию авиапрома

Новый инвестиционный проект по созданию гражданских авиалайнеров профинансируют за счет средств Фонда национального благосостояния. На эти цели можно будет привлечь более 280 миллиардов рублей.

Реализация проекта позволит обеспечить производство и выпуск более 600 самолетов для российских авиакомпаний до 2030 года. Отечественным авиаперевозчикам планируется передать, в частности, 142 самолета SSJ-New; 270 лайнеров МС-21−310; 70 самолетов Ил-114−300; 115-ть Ту-214 и 12-ть Ил-96−300.

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов обратил внимание на то, что в этом списке только самолеты крупного класса и нет малой авиации, что для нашей страны — крайне важно.

Нужно напомнить, что в 2022 году кабмин принял достаточно оптимистичную, по мнению специалистов, программу, по которой к 2030 году государство должно было получить 1 036 самолетов разного типа.

Смирнов в беседе со «Свободной Прессой» сказал: глупо не замечать повышенного интереса к развитию отечественного авиапрома в последние годы. К тем цифрам, о которых говорит правительство, нужно стремиться, но «выполнить» их будет невероятно тяжело.

«Наша страна даже по площадям просто обречена быть великой авиационной державой. Надо сказать, что и президент стал гораздо чаще говорить об этом. Плюс, за 30 лет председатель правительства никогда так часто не посещал авиационные заводы, как делает это сейчас Михаил Мишустин. Притом не просто приехал, что-то сказал, а везде «оставляет» миллиарды. Но крайне важно избавиться от этих «голодных ртов», которые уже на озвученную сумму в 280 миллиардов пускают свои слюни», — пояснил Смирнов.

Последний инвестпроект предусматривает: техническое перевооружение предприятий, увеличение заводских мощностей, проведение соответствующих опытно-конструкторских работ, включая создание новых материалов и электронной компонентной базы.

Собеседник издания указал на то, что в этом списке нет пункта «подготовка кадров». Сегодня, по его словам, это, наверное, главная проблема.

«Например, завод в Воронеже. Там раньше трудилось несколько тысяч человек. И они выпускали по 60 самолетов в год, сколько нужно. А сейчас там меньше тысячи сотрудников, и так везде. Или мне ребята с «Туполева» звонят и рассказывают, что уже собираются ставить специальный дом и бросать клич, чтобы к ним ехали, потому что не хватает специалистов, рабочих, инженеров, технологов. На их воспитание нужно время, нужны деньги. Потом любой тип самолета — это десятки тысяч комплектующих, а это значит, — заводы строить или оживлять старые, а это опять огромные деньги, слава богу, их начали выделять, надо контролировать», — подчеркнул Смирнов.

Новая комплексная программа развития авиатранспортной отрасли до 2030 года была опубликована летом 2022-го после введения странами Запада санкций против авиации РФ. Предполагается, что новые российские самолеты будут постепенно заменять выбывающую из эксплуатации зарубежную авиатехнику.

Объем внутреннего и экспортного рынков до 2040 года оценивается в 1869 воздушных судов, из которых SSJ-New — 342 штук, МС-21-310 — 990 шт., Ил-114-300 — 190 шт., Ту-214 — 315 шт. и Ил-96-300 — 32 штук.