Войти в почту

Авиаэксперт Валерий Шелковников - о том, можно ли спастись при крушении самолета

Есть ли в самолете "безопасные места"? И почему лучше летать прямыми маршрутами? Эти вопросы задают всякий раз, когда происходит трагедия в небе. Вот и сейчас они возникли: в Афганистане разбился частный Falcon 10, который выполнял эвакуационный рейс из Паттайи в Москву. Самолет следовал по маршруту Таиланд - Индия - Узбекистан - Жуковский (Россия).

Авиаэксперт Валерий Шелковников - о том, можно ли спастись при крушении самолета
© Российская Газета

Авиаэксперты давно исследуют вопрос, какое место в самолете самое безопасное. Они анализировали все режимы полета - от взлета до посадки и руления. И однозначно говорят: нет такой рекомендации. 7 марта 2007 года "Боинг-737" индонезийской авиакомпании потерпел крушение на посадке. Из 140 находившихся на борту выжили 119. Спаслись все, кто сидел в хвостовой части и в центральной. 27 августа 2006 года канадский региональный самолет в аэропорту Лексингтон (США) разбился на взлете. Из 50 человек в живых остался один, который сидел в первом кресле.23 августа 2005 года при заходе на посадку разбился перуанский "Боинг-737". Летели 98 человек, погибли 40. Причем выжили находившиеся и впереди, и в хвосте…

Что рекомендуют специалисты? Прежде всего - летать прямыми маршрутами. С момента зарождения авиации 50-60% всех авиационных происшествий происходит на этапах захода на посадку и при посадке. Это самый сложный и опасный участок полета.

Выбирать надо крупные самолеты. Это безопаснее, чем летать на маленьких. На борту надо всегда максимально внимательно слушать информацию бортпроводников: как себя вести, где запасные выходы, кислородная подушка и т.д.

Обязательно надо пристегиваться: это гарантия от неприятностей при попадании в болтанку. Серьезным препятствием на пути к спасению оказывается дым. Поэтому лучший способ сориентироваться - это заранее при посадке посчитать количество рядов сидений до ближайшего выхода. Тогда при аварии можно найти выход из самолета на ощупь. Вероятность выживания резко увеличивается, если пассажиры будут правильно себя вести. В первую очередь необходимо выдержать момент удара о землю. Обязательно нужно опустить голову на колени. Одной из основных причин гибели пассажиров после приземления оказывается элементарное неумение быстро расстегивать ремни безопасности.

Исследователи установили, что при возникновении пожара на самолете у авиапассажиров есть лишь около 90 секунд, чтобы спастись. Однако многие теряют эти бесценные в прямом смысле слова секунды, пытаясь прихватить с багажной полки хоть что-то из ручной клади…

Ни в коем случае не напивайтесь в самолете! Пьяный - не спасется.

И еще: никогда не будьте фаталистом. В 1977 году два "Боинга-747" столкнулись на ВПП в аэропорту города Лос-Родеос на Канарских островах. Тогда погибли 583 человека. Это самая крупная авиакатастрофа в истории. Так вот там были те, кто ничего не делал для спасения. И были те, кто хватался за жизнь и руками, и ногами. Последние остались жить.