Заслуженный пилот России усомнился в возможности выпустить 600 российских самолётов к 2030 году
По словам Юрия Сытника, в лучшем случае следует ожидать только половины от этой цифры. Это связано с нехваткой материалов и специалистов, недостатком финансирования и отсутствием необходимого планирования. Такое мнение авиаэксперт выразил в беседе с радиостанцией «Говорит Москва». «Что сроки сдвигаются, — причина простая. Половина стоимости самолёта — это авиационные двигатели, на каждом самолёте их два. И вдумайтесь в цифру: 600 самолётов, два двигателя — 1200. Плюс резерв, кто-то двигатель уронил, где-то он с каким-то браком, его менять надо. Значит, 1500 двигателей. А где эти заводы по выпуску двигателей? Все составные части этого самолёта — это дорогостоящие продукты, которые нужно создавать уже сейчас. Они уже сейчас должны на складах быть для сборки самолётов. А ещё никто не проплатил этим заводам, специалистов не дали, кредитов не дали нормальных. Говорить о том, что мы к 30-му году построим 600 самолётов — это чушь, полнейшая чушь. Дай бог, чтобы они сделали 250-300 машин. Это ровно половина от того, что заявил Мишустин, и одна треть от того, что заявил президент, — тысяча машин». Чтобы добиться желаемых производственных мощностей, необходимо привлечь ещё «от пяти до десяти миллионов специалистов», отметил Сытник. Ситуация также осложняется тем, что компании-производители металла в РФ — частные, ориентированные на экспорт. «Встаёт вопрос. Из чего вы их будете делать? Из глины и соломы что ли? Металла нет, алюминий вам не принадлежит, высоколегированные стали вам не принадлежат. Не государству, это частные компании. Они как фигарили на Запад, так и… Я летал в «Авиастар-Ту» на самолёте Ту-204 и пять раз в неделю 28 тонн титана вывозил для Airbus и Boeing в Европу. Сначала в Брюсселе, потом в Лейпциге разгружались. По ночам вылетал. Чтобы построить самолёт, заводы у нас есть. Например, такой же завод как в Ульяновске, завод в Казани большой авиационный, в Иркутске, Комсомольск-на-Амуре, в Нижнем Новгороде — можно настроить их ещё десяток. Но чтобы собрать, нужно все эти детали заказать и сделать. Даже крылья и хвостовое оперение делаются на разных заводах. Потому что один завод не в состоянии, нужно целый город-завод иметь. И рабочих должно быть там 15-30 тысяч. Это огромные специалисты, столько профессий, что можно перечислять только полчаса эти профессии. Нам, только по самым скромным подсчётам, не хватает от пяти до десяти миллионов специалистов по сборке. Почему такой разброс? Если вы будете 30-40 самолётов в год делать, достаточно пять миллионов людей со смежными профессиями. Если вы будете делать 100-120 самолётов в год, значит вам нужно от десяти миллионов и выше рабочих, которые будут создавать всё, что необходимо». Ранее Минпромторг и «Ростех» объявили о сдвиге сроков поставок всех новых гражданских самолётов. Речь идёт о МС-21, SJ-100, Ту-214, Ил-114 и «Байкал». Поставки должны были начаться в 2024 году, но теперь сдвинуты на 2025-2026 гг. Кроме того, по данным «Коммерсанта», сертификация самолёта «Байкал» Уральского завода гражданской авиации перенесена на 2024 год, начало поставок — на 2025-й.