Войти в почту

Билеты авиакомпании NordStar в Сочи и Пермь продавали по ошибке

Авиакомпания NordStar 4 мая в своем Telegram-канале заявила о продаже двумя агрегаторами — aviakassa.com и mego.travel — билетов на чартеры, которых в ее расписании нет. Как выяснила «Парламентская газета», агрегаторы ни при чем, всему виной — ошибка компании-дистрибьютора авиабилетов, просто перепутавшей перевозчика. Рейсы, о которых заявила NordStar в своем релизе как о несуществующих, в действительности будут выполняться «Уральскими авиалиниями». О том, что произошло и стоит ли беспокоиться пассажирам — в нашем материале.

Билеты авиакомпании NordStar в Сочи и Пермь продавали по ошибке
© Парламентская газета

Не та компания

Речь в заявлении NordStar о шести маршрутах: Пермь — Сочи, Сочи — Пермь, Санкт-Петербург — Сочи, Сочи — Санкт-Петербург, Москва — Сочи (с вылетом в 07:50), Сочи — Москва (с вылетом в 12:35).

Авиаперевозчик пояснил, что не планирует выполнять регулярные и/или чартерные рейсы по этим направлениям в летнем сезоне — 2024, что он «не имеет никаких договорных отношений с данными агентствами» и планирует направить обращение в правоохранительные органы.

Это заявление тут же стали перепечатывать другие телеграм-каналы, подавая его в формате: «Билетные агрегаторы начали продавать россиянам фальшивые авиабилеты», тем самым перепугав пассажиров, запаниковавших из-за возможной потери денег и сорванных отпусков.

Сколько людей купили билеты на рейсы, о которых заявила NordStar, пока неизвестно. Председатель Общероссийской общественной организации содействия защите прав пассажиров «Объединение пассажиров» Илья Зотов выразил мнение, что многие пока «находятся в праздниках» и даже не знают, что билетов у них, возможно, нет.

Но история получила неожиданное развитие, когда представители одного из крупнейших и не замешанных в скандале с билетами NordStar агрегаторов пояснили «Парламентской газете», что их коллеги сами стали заложниками ошибки дистрибьютора авиабилетов, верно передавшего им информацию о наличии рейсов, но перепутавшего одну «маленькую» деталь - название выполняющей их авиакомпании.

Все упомянутые в обращении NordStar рейсы стоят в расписании «Уральских авиалиний», рассказали нам источники. Более того, мы сами это проверили на сайте перевозчика. И теперь ему или представителям агрегаторов совершенно точно придется обзванивать пассажиров, если те не дозвонятся им раньше, и объяснять, что регистрироваться с их билетами нужно будет именно на «Уральские авиалинии», потому что полетят они их бортами.

Правда, подтвердить или опровергнуть, что все будет так просто, в самих «Уральских авиалиниях» нам не удалось: обращение на указанную на сайте почту пресс-службы перевозчика с просьбой о комментарии осталось без ответа, при звонке в его офис включался автоответчик, а в службе поддержки пассажиров отказались предоставить контакт уполномоченного давать комментарии СМИ.

В NordStar сказали, что их сотрудник, уполномоченный общаться со СМИ, находится в Красноярске, а там уже не рабочее время, поэтому на ответ от него можно рассчитывать в лучшем случае 7 мая. Но вопросы мы направили.

Правоохранители разберутся

Тем временем Илья Зотов пояснил «Парламентской газете», что у него готово обращение к генеральному прокурору Игорю Краснову с просьбой провести проверки обоих ресурсов, продававших билеты NordStar на указанные направления, и при выявлении факта мошенничества наказать агрегаторы и обязать их вернуть людям деньги.

Эксперт пояснил, что вернуть деньги реально — оба ресурса зарегистрированы на территории России и работают легально.

«Обычно в период горячего туристического сезона мы сталкиваемся с проблемой мошеннических сайтов-зеркал, которые от настоящих отличаются одной-двумя буквами, но оформлены как оригинальные. Но этот случай совсем другого характера. Когда легальные ресурсы продавали билеты, которых, возможно, не существует. Закрывать эти сайты, конечно, никто не требует, ошибки у всех бывают, но ответить нужно», — пояснил Илья Зотов.

На проверке «Объединение пассажиров» настаивает именно ради того, чтобы люди точно не оказались с потраченными деньгами и нервами и отмененным отдыхом, чтобы деньги им вернули, если перевозка не состоится.

Сто агрегаторов на одного пассажира

В российском правовом поле работает порядка десяти крупных агрегаторов билетов на транспорт. Все они понятны и широко известны, пояснил Илья Зотов. Но есть и около сотни тоже легальных, но мелких. И вот в них обычному человеку, который летает в отпуск раз в год, разобраться довольно сложно. Так как же подстраховаться пассажиру, чтобы гарантированно не купить пшик вместо билета и не остаться без отпуска?

Зотов рекомендовал покупать билеты на сайтах самих перевозчиков, причем обращая внимание на наличие синей галочки (верификации) рядом с доменным именем ресурса. Она — ориентир, что это именно оригинальный сайт, а не зеркало.