Частично импортозамещнный Sukhoi Superjet 100 приступил к испытаниям
Пилотный образец импортозамещенного самолета Sukhoi Superjet 100 выполнил первый сертификационный полет. Пока с французским двигателем. Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации, полет длился 2,5 часа, отказов в работе оборудования зафиксировано не было.
Для ускорения программы пилотный образец был оснащен франко-российскими двигателями SaM146. В скором времени, по словам производителей, к пилотным полетам присоединятся еще два опытных образца, но уже после того, как отечественный двигатель ПД-8 будет допущен к полетам.
О том, как скоро это может произойти и в чем сложность допуска российского двигателя, рассказывает директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов:
— Дело в том, что это была кооперация с французами из Тулузы, они разработали именно под Superjet этот двигатель. Кроме Superjet, он ни на одном самолете не стоит. Сейчас добывать новые практически невозможно, потому что, кто бы ни приходил к французам за новым движком, они сразу понимают, что этот двигатель пойдет в Россию.
— В чем сложность допуска ПД-8 к полетам и как скоро смогут его использовать?
— Двигатель уникален по своему размеру, поскольку он делался именно под Superjet. Невозможно найти какой-то уже налетавший образец, который бы прошел все тесты, а Минтранс сказал бы: он безопасен, мы его пропускаем. Создается абсолютно новый движок с нуля. Во всяком случае, так должно быть, но, поскольку сертификационный центр Минтранса отвечает за безопасность людей, быстро сертификат не выдадут. Любое сертифицирование — это очень долго. Это надо налетывать часы — и сотни, и тысячи. И все это должно быть безопасно. Если движок остановится в небе, это не автомобиль — он не встанет на обочину. Поэтому спешка исключена.
— Какие сроки могут быть?
— Я бы сказал, лет пять, не меньше.
— Пишут, что много самолетов уже законтрактовано, а двигатель не допущен к полетам. Сколько в среднесрочной перспективе их могут выпустить?
— Если с российским двигателем, нисколько. Будут стоять несчастные самолеты, ржаветь в ожидании своих движков, поэтому никто их выпускать не будет. А французские уже на своих самолетах стоят. То есть это надо списывать борт, снимать с него движки, ставить на новый, но при этом это старый движок с выработанным ресурсом. Какой в этом смысл — непонятно.
Российский двигатель ПД-8 был разработан в 2021 году, в декабре 2022-го были начаты летные испытания. В этом марте «Коммерсантъ» со ссылкой на представителя компании, которая занимается производством этого двигателя, писал, что в 2023 году в ходе испытаний была выявлена некая необходимость его доработки.