С бокалом вина на улицу не выходить
Если петербургский бизнес не понял, что «наливайкам» не место в Северной столице, депутаты будут принимать меры, которые затронут с 22 до 11 часов всех: и бары, и кафе, и магазины, превращающиеся в общепит по ночам. Только дома или в ресторанах можно будет цивилизованно выпить. Как сделать, чтобы все заинтересованные в продаже алкоголя по ночам в одночасье не превратились в рестораны, обсуждали 11 июня на рабочей группе по формированию нового закона.
Время сна
Федеральный законодатель дал регионам больше полномочий регулировать общепит в части продажи алкоголя, но чтобы петербургские меры не вызвали скандалов, депутат Денис Четырбок собрал в рабочую группу всех заинтересованных лиц и уже в третий раз обсуждает и с прокуратурой, и с жилконторами, и с бизнесом компромиссный вариант.
Продажа алкоголя в магазинах запрещена с 22 до 11 часов. В общепите пока никаких ограничений нет. Но для этого он должен быть настоящим общепитом. Участники совещания сошлись на том, что кафе, бары и другие подобные заведения должны иметь посадочные места и условия для употребления алкогольной продукции непосредственно в заведении. То есть чтобы не было вроде как бара со стойкой, где продают на стойке бутылку, открывают, и покупатель идет на улицу. Это — типичная «наливайка», которая днем работает как обычный магазин. Надо только, чтобы не было перекоса в другую сторону и никто не ловил за руку человека, который с бокалом вина вышел из кафе на улицу.
Но все эти критерии не будут иметь никакого смысла, если примут другое волевое решение — запретят продавать алкоголь и в розницу, и в розлив с 22 до 11 часов в любых заведениях, кроме ресторанов. А именно такой, судя по обсуждению участников рабочей группы, станет норма петербургского законопроекта.
К ресторанам другое отношение. Ведь все-таки, как отметил депутат Павел Крупник, люди должны иметь возможность цивилизованно отдохнуть в пятницу и в выходные, не глядя на часы.
Денис Четырбок считает, что при таком раскладе главное — четко установить критерии ресторанов, чтобы после принятия документа все кому не лень не превратились именно в этот вид заведений.
На совещании назывались разные критерии. От ста квадратных метров площади, наличия гардероба и метража на одно посадочное место до наличия служебных и общих санузлов.
Напомним, что по ГОСТ № 30389-2013 «Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» ресторан — это предприятие по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.
Но, как сошлись участники рабочей группы, эти критерии настолько размыты, что некоторые бистро ничуть не уступают по ассортименту блюд самым шикарным ресторанам.
Метражи остаются
Сегодня петербургский закон устанавливает критерии для мест продажи алкоголя в розлив — они должны иметь площадь от 20 квадратных метров, а в «хрущевках», панельных домах и «кораблях» — от 50 квадратных метров. Ведь до февраля 2024 года, пока федеральные законодатели не дали расширенные полномочия, кроме метража, другого инструмента для борьбы с «наливайками» не было. Теперь регионы могут устанавливать требования к продаже пива, сидра и других алкогольных напитков в ресторанах, барах, кафе, буфетах, а также ограничивать время продажи алкогольной продукции в точках общественного питания, за исключением ресторанов, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях.
Так как изменения петербургского закона неизбежны, участники рабочей группы предложили увеличить допустимый метраж с 50 до 75 «квадратов». Как ни странно, против выступил именно автор ограничений Денис Четырбок. Он пояснил, что ограничения в 50 квадратных метров сделаны на основании статистики и анализа рынка точек продаж. А расчетов под 75 квадратных метров не представлено. Поэтому и рассматривать эту инициативу пока не планируется.