Еще два зарубежных рейса задерживались вместе с пассажирами на борту
Обновлено 30 июня в 17:00
Туристы не могли вылететь из «Внуково» в Анталью семь часов. Пассажиры рассказывают, что в ожидании вылета людям пришлось сидеть в душном самолете без кондиционера, из-за этого детям становилось плохо, а одной 12-летней девочке даже пришлось оказать медпомощь после кровотечения из носа. После двух часов ожидания пассажиров вернули в аэропорт. По данным СМИ, речь идет о том же Boeing 767-300, который вчера с большим опозданием вылетел из Антальи в Москву. В авиакомпании Azur Air сообщили РБК, что в самолете нашли техническую неисправность. В итоге пришлось использовать резервный борт, подготовка которого заняла дополнительное время. О том, какие правила у авиакомпаний в таких ситуациях, рассказывает летчик гражданской авиации Алексей Базеев:
Алексей Базеев летчик гражданской авиации «В Советском Союзе было НПП — наставление по производству полетов, тогда там это дело было прописано, что, во-первых, без кондиционера не могут сидеть пассажиры в самолете. Это обязательно, если пассажиры уже сидят в салоне, а вылет откладывается, то все вот эти системы наддува и кондиционирования воздуха должны работать обязательно от вспомогательной силовой установки, это первое. А второе, сейчас, конечно, более все в электронном виде, а так, с принятия решения действовало только на час. То есть вот командир перед полетом принял решение на вылет, и если в течение часа он не выполнил по каким-то причинам, задержка и прочее, то надо возвращаться обратно, принимать решение. Но сейчас НПП нет. И у какой компании как там прописано, каждый теперь по-своему, но пассажиров по идее долго держать в самолете нельзя, даже полчаса без кондиционера нельзя. То есть пассажиры, если зашли на борт, то уже система кондиционирования, наддува воздуха должна работать. Если это зимой, то должны тепло подавать, если летом, то, значит, охлажденный воздух. Она работает не от основных двигателей, а от вспомогательной силовой установки, поэтому там расход топлива минимальный».
Сегодня утром еще одна задержка рейса в Анталью произошла в Тюмени. Там десятки пассажиров несколько часов ожидали вылета в помещении аэропорта без кондиционера, одному из туристов стало плохо — человек упал в обморок. Теперь работу аэропорта «Рощино» проверит транспортная прокуратура, отмечает издание «72.ру».
Причина, по которой пассажирам приходится ждать в самолете исправление технических проблем, может быть связана с дополнительными затратами аэропорта, отмечает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
— Если до двух часов задержка, то однозначно авиакомпания регулирует свои нормы, решает, сколько времени надо, чтобы техники пришли, проверили и дали заключение, что делать дальше. То есть этот самолет, можно выписать временное разрешение на полеты или надо что-то менять, что-то устранять. До двух часов — это вполне приемлемая ситуация. Предполагаю, что пока приехали инженеры, пока они проверили, удостоверились, что временным допуском, то есть временным разрешением на полет это не обойдется, надо что-то устранять, какую-то деталь менять, перепрограммировать и так далее, и это заняло вот эти два часа. После этого стало понятно, что оно будет дольше, пассажиров выгрузили и по процедуре стали дальше заниматься самолетом.
— Что касается финансового вопроса?
— В зависимости от аэропорта мы можем считать, что это от 10 до 30 долларов за пассажира. То есть на перрон подается автобус, работа наземной службы, которая там их сопровождает, выгружает, проверяет на загрузке и обратно. Топливо абсолютно не при чем. Опять-таки багаж не выгружается, выгружаются только люди.
В субботу, 29 июня, 200 россиян застряли на борту самолета в аэропорту Антальи. В некоторых телеграм-каналах отмечается, что на борту рейса ZF-1002 Анталья — Москва двое взрослых и ребенок из-за жары потеряли сознание. Есть также видео от одного из пассажиров, где видно, как люди сидят в духоте из-за неработающих на борту кондиционеров. Некоторые даже стали снимать верхнюю одежду.
По предварительной информации, на протяжении всего времени пилоты не могли запустить двигатели воздушного судна. Одна из попыток увенчалась успехом, однако после выезда самолета на взлетно-посадочную полосу двигатели снова заглохли. В конце концов самолет удалось поднять в воздух, и он благополучно долетел до Москвы. Можно ли застраховаться от подобных задержек и почему о них порой никто не предупреждает, рассказал директор по развитию национальной сети туристических агентств OnlineTur.ru Игорь Блинов:
Игорь Блинов директор по развитию национальной сети туристических агентств OnlineTur.ru «В данной ситуации проблема была связана с технической неисправностью. С одной стороны, конечно, лучше остаться на земле, посидеть на солнце, чем непонятно какой результат в случае вылета и инцидент произошел бы в воздухе, но почему их не сняли с рейса, не вернули обратно на стоянку, почему пассажиров не вывели, это вопрос. Людей очень жалко, потому что в таких погодных условиях, когда не работают системы кондиционирования, работает вспомогательная силовая установка, которая дает просто электроэнергию, но ограниченные возможности на борту, может быть, экипаж рассчитывал как-то достаточно быстро ошибку исправить, понять в чем дело. Мы не застрахованы от того, что может произойти со стороны авиакомпании, потому мы не знаем о наличии резервных бортов, о возможности оперативной замены, ошибки бывают, это же техника. Это не зависит от туроператора, у туроператора и авиакомпании-партнера есть согласованное расписание, туроператор не вмешивается в технические вопросы, это обязана делать авиакомпания. Если авиакомпания в последний момент понимает, что возникает проблема, выявлена ошибка определенной сложности, какая-то неисправность, как ты заранее об этом оповестишь пассажиров? Пассажиры уже едут или находятся в аэропорту, прошли предполетный досмотр, несмотря на то, что все важные системы в самолетах дублируются, но даже при отклонении в первой системе уже начинается его устранение, чтобы остальное тоже не вышло из строя. Конечно, если авиакомпания понимает, что в связи с поздним прибытием самолета в предыдущий аэропорт назначения была большая задержка, соответственно, дальнейшие планы обязательно будут перенесены, тогда информация проходит, пассажиры оповещаются».
В авиакомпании AzurAir заявили, что выруливания на взлетно-посадочную полосу не было, и Boeing вернулся на стоянку для допосмотра. Представители компании извинились за доставленные неудобства.
Но такие случаи с задержками встречаются довольно часто. С этим столкнулась Ирина. Она 24 июня также возвращалась с семьей из Антальи. Обратный билет был запланирован на восемь вечера чартером авиакомпании Southwind Airlines. И вот в середине отпуска ей сообщили об изменении времени вылета на восемь утра. В день отлета ей позвонили родственники из Москвы и рассказали, что на сайте аэропорта «Внуково» указано, что вылет повторно переносится, уже на 12 дня. При этом самим пассажирам никакой информации от туроператора и отеля не поступало. В итоге они все-таки решили поехать к назначенному ранее вылету в восемь утра, продолжает Ирина:
«Друзья, которые у нас уехали немного раньше в аэропорт, нам позвонили и сказали, что в Анталье в аэропорту информации о переносе пока нет. Это было около 6 утра. То есть получается, что на сайте «Внуково» информация появилась раньше. Уже по приезде в аэропорт, когда мы зарегистрировались на рейс, появилась информация о том, что он перенесен на 12 часов, нам авиакомпания предоставила бесплатное питание, напитки. В 12 часов еще посадка не начиналась. В итоге вот вылетели мы только в 13:40. Нам сказали, что по причине позднего прилета воздушного судна, то есть там график изменился, не поступало сообщений от туроператора. То есть мы узнали информацию сначала от наших знакомых из Москвы и потом уже в аэропорту Антальи, то есть ну вот этот момент нас удивил».
Первая причина задержки рейсов — это техническая неисправность. В этом случае перевозчик освобождается от ответственности. Вторая — организационная: когда задержка связана с действиями или бездействиями авиакомпании или туроператора. Тогда у пассажира появляется высокая вероятность получить компенсацию в виде возмещение убытков, уменьшение цены оказанной услуги или компенсации за задержку рейса по воздушному кодексу в размере 100 рублей в час. Но страховка при задержке рейса независимо от причины также есть. Она позволяет без суда получить компенсацию за задержавшийся багаж, обычно это от 5 до 10 тысяч. А при длительном сокращении времени поездки можно получить несколько десятков тысяч рублей, отмечает руководитель компании юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» Александр Байбородин:
Александр Байбородин руководитель компании юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры» «При покупке авиабилетов отдельно на сайтах некоторых агрегаторов приводится статистика рейсов, вылетевших вовремя и вылетевших не вовремя. Например, 80% вылетов вовремя, 85% или 90%. Хотя даже при задержке рейса в связи с технической неисправностью либо форс-мажорной ситуацией при предъявлении иска или претензии со стороны пассажира или туриста есть определенная вероятность получения туристом денежных средств не в виде штрафа или неустойки за задержку времени вылета рейса, а в связи с сокращением времени отдыха. Однако здесь какой-то прочной устоявшейся судебной практики на сегодняшний день не существует».
В «Ингосстрахе», к примеру, в страхование входит риск отмены или задержки рейса по погодным условиям или из-за поломки транспортного средства. А в «Т-страховании» страховка действует на задержки авиарейса более чем на четыре часа отправления и отмены вылета авиарейса, который был ранее перенесен. В последнем, если отменится поездка за границу, согласно информации на сайте банка, вернут до 1000 долларов или евро за тур, авиабилеты или гостиницу. А для поездок внутри страны компенсируют до 50 000 рублей за путевку или билеты.
Однако вне зависимости от причины турист и пассажир имеет право на предоставление услуг, прописанных в воздушном кодексе: при длительной задержке — это хранение багажа, питание, предоставление комнаты матери и ребенка, а при очень длинной задержке, больше восьми часов в дневное время и шести в ночное, авиакомпания обязана разместить пассажиров в гостинице.