Следственный комитет продолжает изучение обстоятельств крушения Sukhoi Superjet 100, который 12 июля упал под Коломной. Погибли три члена экипажа. Самолет был выпущен в 2014 году в Комсомольске-на-Амуре, последний полет был тестовым после планового ремонта.
На упавшем лайнере стоял французский двигатель SaM146, который французы перестали обслуживать после начала СВО. Директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» Сергей Вехов отмечает, что ремонт импортных авиамоторов в России сейчас ведется только перестановкой деталей от других агрегатов:
Сергей Вехов директор по развитию в СНГ компании «Авиационный чартерный сервис» «Беда самолета Sukhoi Superjet в том, что он на 80% из европейских и американских деталей состоит, в том числе авиационных двигателей, которые на нем стоят, это стопроцентно французские двигатели, изготовляемые во Франции и больше нигде. Да, они были сделаны по российскому техническому заданию, но изготавливались они исключительно во Франции. Поэтому с ними сейчас беда, потому что вся российская авиация находится под санкциями, а самолеты Superjet, в отличие от Boeing и Airbus, эксплуатируются только в РФ, поэтому если вы закупаете какую-то запчасть на Superjet в Европе, то понятно, что она идет в Россию, и с соответствующими выводами европейских производителей, которым запрещено с Россией торговать. Есть какое-то количество двигателей, в том числе на самолетах, которые уже вынужденно не летают, с них снимаются запчасти, ставят на те самолеты, которые летают, другого пути нет. Разумеется, изготавливать ничего нельзя. Как только эти запчасти закончатся, выводится очередной Superjet из строя. У всей нашей российской пассажирской авиации огромная проблема, поскольку у нас, к сожалению, за 30 лет существования независимой Российской Федерации собственных самолетов, авиалайнеров произведено не было, Superjet — это только название, что российский самолет, только на 20% российский, а все важнейшие узлы и агрегаты у него импортные. Пожинаем плоды, вместо того чтобы думать о собственной авиации, чем-то другим занимались».
На месте падения Superjet 100 найдены параметрический и речевой самописцы, так называемые черные ящики. Международный авиационный комитет сообщил, что устройства значительно повреждены и подверглись температурному воздействию. Расшифровка начнется 15 июля.
Как говорит авиационный эксперт, кандидат технических наук, доцент Владимир Попов, задержка с расшифровкой вызвана отпусками специалистов, а вопросы к двигателям самолета были и раньше:
— В субботу и воскресенье нерабочие дни, сейчас летний период, многие специалисты и эксперты, которые даже работают, это же гражданский персонал, они уезжают отдыхать. Проблематично собрать то количество необходимых специалистов, дешифрировать, рассматривать, собирать те остатки от системы наблюдения или от средств объективного контроля, которые сейчас они собрали, необходимо провести какие-то дополнительные технологические процессы еще. Разрушение было достаточно сильным. Один дежурный специалист в отделе аварийного приема не справится, там инженеры должны быть, конструкторы, чтобы этих людей собрать в такой период времени, как мы говорим, массового отпускного режима, МАК просто не в состоянии это оперативно сделать.
— Вчера оба двигателя у этого Sukhoi Superjet 100 отказали. А двигатели эти российско-французские, совместного производства, что известно про эти двигатели, какой у них ресурс, не было ли нареканий?
— Было такое, известно, почему мы изначально уже относились достаточно критично к этим двигателям, силовым установкам, поскольку, например, турбины, вели себя, мягко скажем, достаточно неадекватно еще с того момента, как их конструировали и производили даже во Франции. Поэтому у них даже заниженные были температурные режимы работы.
Утром 13 июля самолет Sukhoi Superjet 100, летевший из Нижневартовска в Минеральные Воды, запросил экстренную посадку из-за проблемы с генератором, потом успешно приземлился.
Опрошенные Business FM эксперты говорят, что генератор отечественного производства и в его отказе может быть виноват человеческий фактор.
А на месте крушения под Коломной поиски с участием спасателей будут продолжаться еще два дня. Об этом РИА Новости сообщил представитель экстренных служб, отметив, что это средняя продолжительность работ в подобных случаях.