Суд отказал в компенсации матери, чей авиабилет пропал из-за болезни ребенка
Пассажир не может требовать компенсации за авиабилет на том основании, что отказался от рейса из-за болезни члена семьи или близкого родственника, совместный перелет с которым не планировался. К такому выводу пришел Конституционный суд РФ, отказавший в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Б. на нарушение ее прав Воздушным кодексом РФ и Федеральными авиационными правилами.
В январе прошлого года Б. купила билет с невозвратным тарифом авиакомпании «Смартавиа» на 17 февраля из Санкт-Петербурга в Самару, на 19 февраля – обратно. Однако затем она уведомила перевозчика о невозможности вылета в связи с болезнью ее ребенка и запросила возврат денег. Авиакомпания перевела на счет Б. только 2,8 тыс. руб. за рейс из Самары в Санкт-Петербург, а в сумме 2,3 тыс. руб. за перелет из Питера в Самару отказала. Пассажира это не устроило, и он обратился в суд с требованием о взыскании со «Смартавиа» убытков, штрафа и компенсации морального вреда. Первая инстанция в удовлетворении иска отказала, решение также оставили в силе апелляция и кассация. Основание – Б. покупала авиабилет только для себя, перелет с ребенком не предполагался. Кроме того, лист нетрудоспособности по уходу за больным охватывал только даты обратного рейса, документ не доказывает невозможность отправиться из Санкт-Петербурга в Самару.
Истец не оставил попыток отстоять свою позицию и апеллировал к Конституционному суду на предмет соответствия Конституции РФ положений Воздушного кодекса и Федеральных авиационных правил. Ведь в этих документах не предусмотрен вынужденный отказ от перевозки по обстоятельствам, в которых оказалась Б.
«Конституционный суд не стал рассматривать жалобу, так как это не относится к его компетенции. Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами регулируются договорные отношения между перевозчиками и пассажирами. Тот факт, что в этих нормативах ограничен перечень оснований для возврата денег, нельзя считать нарушением конституционных прав граждан», – поясняет основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов.
Пассажирам перед покупкой авиабилетов желательно детально ознакомиться с условиями бронирования. Особенно – по невозвратным тарифам: иметь в виду, что вернуть всю или часть уплаченной суммы можно лишь в случаях болезни, смерти близкого родственника, призыва на военную службу или заключения контракта с Минобороны.
Специалист также обращает внимание на то, что сейчас активно разрабатываются поправки в правила предоставления гостиничных услуг в части введения невозвратных бронирований номеров в отелях. При этом законодатели во многом опираются на положения Воздушного кодекса, высока вероятность, что в нормативе будут точно такие же исключения, когда для гостей все же предусмотрен возврат денег при незаезде или отказе от заселения.