Войти в почту

Свинка Бубу, снегирь Пузырик и кошка-сфинкс: кому и чем помогают столичные ветеринары

Они врачи, но не в белых халатах, а в зеленых или синих — природных оттенков. Ведь их пациенты — представители фауны, причем как домашние, так и дикие. Столичные ветеринары с одинаковым рвением стараются спасти любое живое существо — от лабрадора до ежа или уличного голубя. За восемь месяцев 2024 года госветклиники Москвы провели уже 312 тысяч приемов домашних питомцев и оказали более 670 тысяч ветеринарных услуг. 

Свинка Бубу, снегирь Пузырик и кошка-сфинкс: кому и чем помогают столичные ветеринары
© Mos.ru

К профессиональному празднику ветработников, который отмечается в России 31 августа, корреспонденты mos.ru собрали трогательные истории о звериных докторах и их подопечных. О том, как морская свинка повлияла на карьеру своего владельца, что кричат попугаи на приеме в клинике и можно ли договориться с непослушной кошкой — в нашем материале.

Орнитолог: говорящие попугаи и умный снегирь

Надежда Кузина — ветеринар общего профиля в Зеленоградской ветеринарной клинике, но многие в городе знают ее как орнитолога. «Я принимаю и кошек, и собак, а лечением птиц занялась потому, что это тоже живые существа, нуждающиеся в помощи», — отмечает наша собеседница.

В основном к ней приносят попугаев: белых какаду с хохолком, разноцветных ара и гигантских зеленых амазонов, чья длина может достигать 45 сантиметров. Самые частые обращения — отравления, травмы и заражение паразитами. Основной метод лечения — жидкие лекарства, которые вливают по капельке в клюв.

«Обычно заболевания птиц протекают стремительно, если вовремя не принять меры, через день-два может наступить летальный исход. При этом правильно поставить диагноз — задача непростая. Пернатого трудно осматривать, особенно если он крошечный, его не получается ощупать, чтобы найти болевые точки. Не всегда удается взять анализ крови: лапка маленькая, дополнительное вмешательство способно ухудшить состояние птицы. Поэтому приходится прибегать к собственному опыту и информации от владельца», — делится ветеринар-орнитолог Зеленоградской ветклиники Надежда Кузина.

Некоторые попугаи сами рассказывают на приеме у врача, что с ними, правда, не всегда по теме. «Один пациент как-то закричал: “Есть давай!”, а другой и вовсе заявил: “Отстань от меня”. А однажды принесли ара, который неожиданно завопил, думая, что он в джунглях, и напугал всех посетителей клиники», — смеется доктор.

Впрочем, не все приходят к орнитологу с домашними питомцами. Многие приносят Надежде Кузиной птенцов, выпавших из гнезда, раненых ворон и голубей, а еще стрижей: они часто принимают стеклянные, отражающие свет фасады зданий за небо, врезаются и падают. При этом у них длинные крылья и короткие ножки, стрижи не умеют взлетать с земли, и без помощи человека им не обойтись. «Обычно мало кто готов выхаживать диких птиц самостоятельно. Так они попадают ко мне домой, где живут, пока не будут готовы вернуться в природу», — уточняет собеседница mos.ru.

Однажды Надежде Кузиной отдали найденного снегиря с переломом ключицы. Ветеринар поселила его в своей квартире, вылечила, откормила.

«Я назвала его Пузырик, потому что он спал надувшись. Снегирь откликался на свое имя, сидел у меня на руках, по утрам пел песенки, вил гнездо из моих волос. Когда Пузырик окреп, я стала выпускать его в комнату, чтобы он тренировался летать. Потом пришло время выпустить его на волю, хотя было очень жалко с ним расставаться. Птица до сих прилетает под мое окно, сидит на елке, приветствует меня. Надеюсь, он еще не раз заглянет в гости: снегири живут лет восемь», — улыбается ветеринар.

Ратолог: от морской свинки до суриката

Ветврача Никиту Черняева, работающего в Тушинской ветеринарной клинике, в профессию привела морская свинка. Семь лет назад он учился и ассистировал ветеринару. Однажды кто-то подбросил в клинику клетку с двухмесячным детенышем свинки: у того был лишай, и владелец не захотел связываться с заболеванием, которое многие считают опасным для людей. Так будущий доктор определился с направлением: он стал ратологом, специалистом по грызунам.

«Я забрал свиненка к себе и назвал Бубу. Вопреки мнению некоторых людей, лишай излечим и не смертелен, к тому же не все его виды передаются человеку. А если и передаются, обычно здоровый иммунитет прекрасно справляется с заболеванием, лишь некоторое время человек может испытывать зуд. Я обрабатывал Бубу хлоргексидином и давал ему противолишайные препараты. Вскоре он выздоровел и живет со мной по сей день», — вспоминает ветеринар.

Сегодня в клинике Никита Черняев лечит также крыс, шиншилл, песчанок, кроликов, зайцев, хомяков, норок, хорьков, ежей. Обычно к нему обращаются в случаях, когда грызун простудился (животные боятся сквозняков) или у него образовалось вздутие желудка и кишечника. «У грызунов маленький желудочно-кишечный тракт, если их перекормить, особенно сочной едой — фруктами, овощами, травой, животик раздувается, сдавливаются легкие, и зверьку становится трудно дышать. В таких ситуациях я назначаю обезболивающие и препараты, устраняющие газы», — объясняет ратолог.

Еще одна частая проблема грызунов — зубы. Например, у морских свинок, кроликов и шиншилл они растут постоянно, и животным нужно регулярно их стачивать. Если не предоставить им такой возможности, зубки окажутся слишком длинными, грызуну будет трудно есть, и тогда ветврачу придется их подпиливать под наркозом.

«У грызунов также велик риск формирования малокклюзии — неправильного прикуса, в результате чего животное теряет способность пережевывать пищу. Заболевание может быть наследственным или полученным в результате травмы, например если зверек грыз прутья клетки. В таком случае зубы становятся похожими на крючки. И даже после подпиливания через месяц они снова вырастут неправильными. Поэтому корректировка необходима каждые четыре — восемь недель», — рассказывает Никита Черняев.

К нему иногда приводят и экзотических грызунов. Так, недавно ратологу предстояло спасать четырехмесячного суриката, который весил всего 170 граммов: зверек упал с дивана и получил сотрясение мозга. Он поставил ему внутривенный катетер и ввел обезболивающее. «Это одна из сложнейших манипуляций. Чем меньше животное, тем труднее найти место для введения иглы. В основном ставим в хвост», — говорит ветврач.

Сам Никита Черняев с детства держал дома грызунов. Он признается: они мало живут (в среднем около трех лет) и часто болеют, но тем больше вызывают сострадание и желание максимально продлить их существование.

«Хозяевам грызунов стоит внимательнее относиться к здоровью питомцев, обращать внимание, если животное сидит нахохлившись, сгорбившись, прищурившись. В таком случае нужно без промедления обратиться к специалисту», — отмечает Никита Черняев.

Кошачьи истории: как московские НКО помогают бездомным питомцамНовое голосование в «Активном гражданине» посвятили проекту «Питомцы в Москве»Вредный лютик, травмы и садовые химикаты: какие опасности подстерегают домашнего питомца на даче

Онколог: раз в год — на медосмотр

Юлия Романова выбрала одно из самых сложных направлений ветеринарии: она — онколог. Рак у животных пока нельзя полностью вылечить, но можно поддерживать качественную жизнь долгие годы, если диагностировать болезнь на ранней стадии.

«Мы работаем по такой же схеме, что и обычные врачи. Основной метод лечения — хирургический, применяем его в 70 процентах случаев. Также используем химиотерапию и криодеструкцию — прижигание жидким азотом поверхностных кожных опухолей. В последнее время развивается таргетная терапия, как и при лечении людей: это точечное и менее токсичное воздействие препаратами на новообразование. Тем не менее сложность нашей работы заключается в том, что животное не может само обратиться к врачу. Его судьба зависит от наблюдательности владельца. Чем раньше он заметит симптомы и обратится к специалисту, тем больше шансов продлить жизнь питомца», — говорит онколог Советской ветеринарной клиники на Старокаширском шоссе Юлия Романова.

По словам собеседницы mos.ru, показать животное врачу необходимо, если у него появились на теле шишки, резко пропал аппетит, снизился вес, изменилось поведение. И даже без этих симптомов желательно проходить диспансеризацию раз в год.

Обычно к Юлии Романовой приносят кошек, собак и грызунов. «Ответа на вопрос, что могло спровоцировать заболевание, нет. Онкология существовала еще во времена динозавров, просто сейчас ее стали лучше диагностировать, и это помогает спасти животное», — считает ветеринар.

Зоопсихолог: найти общий язык с каждым животным

Домашним питомцам тоже нужны психологи. Коррекцией поведения животных занимается Наталья Левченко, специалист Донской ветеринарной клиники.

«Зоопсихология — молодая профессия. В России пока нет специальных учебных заведений для желающих ее получить, ветеринары учатся у старших коллег, которые уже приобрели знания на практике. Мы помогаем питомцу и его владельцу понять друг друга, найти общий язык. Как правило, ко мне обращаются хозяева собак, поскольку у них более подвижная психика», — говорит зоопсихолог Донской ветеринарной клиники Наталья Левченко.

Когда к ней приводят четвероного пациента, Наталья Левченко прежде всего просит владельца заполнить анкету из 15 вопросов, которые помогают прояснить ситуацию. «Сегодня, например, пришли хозяева джек-рассел-терьера и пожаловались, что он ходит в туалет на пол. При этом они умолчали о его боязни громких звуков и нападении на бабушку, которую пес покусал. Только анкета выявила детали. Оказалось, бабушка на него кричит и гоняет, отсюда страх и агрессия. Я посоветовала сделать УЗИ. Выяснилось, что у собаки утолщение стенки мочевого пузыря. Поэтому он не может терпеть, пока его выведут гулять. Также моя рекомендация давать ему успокоительные, не ругать его и постараться приучить к лотку», — делится зоопсихолог.

В другой раз к доктору принесли котенка-сфинкса: он использовал в качестве туалета кровать хозяйки. Причиной стал новый распорядок дня женщины: раньше она проводила вечера дома, но вдруг начала уходить рано утром и возвращаться поздней ночью. «Кошки очень пунктуальные животные. Они привыкают к определенному распорядку дня и прекрасно чувствуют время. Я посоветовала владелице изменить график хотя бы на пару недель и посмотреть, что будет. И действительно, котенок вновь стал ходить в лоток», — рассказывает Наталья Левченко.

По словам ветеринара, главная ошибка — заставлять представителей фауны жить в условиях, удобных человеку, не считаясь с их личными потребностями.

«Например, собаки грызут вещи, когда волнуются, им все равно, что это ваши любимые кроссовки. Нельзя животных за это ругать. Нужно научиться договариваться, вовремя выдавать им игрушки. Если мы хотим жить вместе с ними, придется самим стать частью природы», — резюмирует Наталья Левченко.

Рентген для удава и УЗИ морской свинке: ветеринар Дмитрий Кузнецов — о работе, призвании и необычных пациентах«Операция тигру как полет в космос»: заслуженный ветеринарный врач России — о работе с дикими животнымиОт кардиолога до орнитолога: в госветклиниках Москвы ведут прием ветеринарные врачи всех направлений