Участник СВО из-за авиакомпании не смог увидеть жену перед возвращением на фронт
46-летний житель Бердска Денис Абикенов был мобилизован осенью 2022 года, получил ранение и контузию, после лечения вернулся в строй. Последние девять месяцев ему не удавалось встретиться с женой. Недавно Денис перед возвращением в зону СВО оказался в Самаре, получил увольнительную и купил супруге билеты на самолёт из Новосибирска, чтобы успеть повидаться. Однако встреча не состоялась: в последний момент женщину сняли с рейса из-за того, что билетов на рейс продали больше, чем было мест в самолёте.
Дениса Абикенова — 46-летнего жителя Бердска Новосибирской области — мобилизовали в ноябре 2022 года. На передовой он был ранен, после лечения вернулся в строй.
«Последние девять месяцев я не видел жену. Отпуск сейчас тяжело получить. Недавно я перед отправлением на фронт оказался в Самаре. Скоро опять в бой, поэтому решил наконец увидеться с женой здесь. Хорошо, что командир вошёл в положение: дал увольнительную сразу на несколько дней. Но все усилия пошли прахом», — рассказал RT мужчина.
Абикенов купил жене билеты из Новосибирска и подготовился к романтическому уик-энду.
«Я заранее снял квартиру на выходные, с утра в увольнительную приехал, принял апартаменты. Потом купил цветы, забронировал на вечер столик в ресторане. Словом, подготовился как мог к встрече. Потом заранее поехал в аэропорт и сел ждать — всё равно в городе места себе не находил», — вспоминает собеседник RT.
Однако его ждал неприятный сюрприз: долгожданная встреча в последний момент сорвалась.
«Я уже сидел в аэропорту с цветами, считал минуты до встречи, а тут раздаётся звонок от жены. Она говорит, что уже прошла регистрацию, но есть большая вероятность, что в самолёт всё-таки не сядет, — рассказывает Денис. — Тут я опешил: как это, не сядет? Прошла же уже регистрацию, в зону вылета пустили. А оказалось, что билетов продали больше, чем мест».
В итоге его супругу действительно в последний момент сняли с самолёта. Авиакомпания предложила заменить билет на следующий рейс, но он был только через сутки. Как пояснил Денис, учитывая короткую увольнительную, это было уже бессмысленно, поэтому его супруга отказалась.
«Это она бы в субботу вечером прилетела, а ранним утром обратно лететь. В итоге мне самому пришлось двое суток в этой квартире жить. Получается, только траты лишние — квартира, цветы, ресторан. Мне-то это одному ни к чему», — вздыхает Денис.
«Вопрос остаётся»
Авиакомпания S7, по словам Абикенова, после его жалобы прислала текст со стандартными извинениями.
Представители перевозчика пояснили RT, что женщине не удалось улететь «по причине необходимости пересадки на рейс нескольких трансферных пассажиров».
«Ей (жене Абикенова. — RT) сразу же предложили переоформление на ближайший рейс, однако она приняла решение оформить ваучер на возврат в аэропорту Толмачёво. После оформления ваучера пассажирке была возвращена стоимость билета за полёт из Новосибирска в Самару и обратно в полном объёме, страховка и сбор за оформление. Возврат был осуществлён несколькими транзакциями», — отметили в авиакомпании.
Вместе с тем, как заявил Денис Абикенов, сначала не хотели возвращать сервисный сбор — остаток денег перевели только после запроса RT.
«Вопрос остаётся на их совести, почему продают билеты, которые не могут обеспечить местами. И в том, что я и на деньги попал, которые потратил на встречу, и на время. Эти деньги мог потратить на экипировку или жене отдать. А теперь, потому что они что-то в своих рейсах не рассчитали, спрашивается: когда я смогу жену снова увидеть? Да и смогу ли вообще? Если мест не хватает, то могли бы просто не продавать эти билеты, я бы тогда взял в другой авиакомпании», — говорит он.
Частая проблема
Как отметил член Общественной палаты РФ, советник Комитета семей воинов Отечества по правовым вопросам Евгений Машаров, ситуации, когда билетов продают больше, чем мест на борту, не редкость. При этом в настоящее время компенсация при овербукинге законодательно не урегулирована.
«Покупая билет, пассажир заключает с авиакомпанией договор, согласно которому перевозчик обязуется доставить пассажира в указанный пункт прибытия, а пассажир обязуется оплатить перелёт. Если самолёт задержан или вылет отменён по вине перевозчика, пассажир имеет право на компенсацию», — отметил эксперт.
Как уточнил Машаров, в соответствии со ст. 120 Воздушного кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 100 рублей за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Но только если не докажет, что просрочка имела место «вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика». Пассажир также вправе потребовать от перевозчика возмещения ему убытков в полном объёме сверх предусмотренного этой статьёй штрафа.
«Если пассажир столкнулся с такой ситуацией, как овербукинг, необходимо сделать следующее. Взять у представителей авиакомпании в аэропорту справку, что пассажира не посадили на рейс, и написать претензию в двух экземплярах в адрес руководства авиакомпании. Один из экземпляров с отметкой о принятии сотрудником авиакомпании остаётся на руках у пассажира. Если авиакомпания в добровольном порядке не удовлетворила заявленные требования, надо обращаться в суд для защиты своих прав и интересов», — советует Евгений Машаров.
По его словам, обычно суды встают на сторону пассажира, так как считают такую ситуацию нарушением прав потребителей, поскольку перевозчик заранее при бронировании не сообщил пассажиру о возможности отказа в посадке из-за недостатка мест.