Войти в почту

Эксперт: Почему "Боинг" продолжает лихорадить

В Италии двум компаниям-субподрядчикам, а также семерым физическим лицам предъявили обвинения в поставках несоответствующих требованиям безопасности компонентов для производства самолетов Boeing 787 Dreamliner, пишут ANSA и Reuters со ссылкой на отчет прокуратуры города Бриндизи.

Эксперт: Почему "Боинг" продолжает лихорадить
© Российская Газета

Расследование было начато в конце 2021 года после того, как компания Boeing заявила, что некоторые детали для ее самолета 787 Dreamliner, которые поставлял подрядчик итальянской аэрокосмической группы Leonardo, были изготовлены ненадлежащим образом, уточняет Reuters.

Субподрядчики использовали более дешевые и несоответствующие стандартам виды титана и алюминия для изготовления определенных деталей, что позволило им значительно сократить расходы на сырье, говорится в заявлении прокуратуры.

- В ходе расследования следователями было изъято около 6 000 различных деталей самолетов, - комментирует генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельрниченко. - Речь идет о деталях, которые находятся в секциях 44 и 46 фюзеляжа "Боинга-787". Секции расположены практически в центре самолета. Эти центральные части фюзеляжа на предприятия Boeing в штате Северная Каролина поставляет Leonardo. Итальянские прокуроры сообщили, что эти две секции включали в себя детали со значительно более низкими характеристиками статической прочности и стрессоустойчивости, что могло повлиять на безопасность полетов.

Как следует из материалов западных СМИ, в расследовании приводятся многочисленные подробности. Например: обе компании из Бриндизи использовали чистый титан вместо титанового сплава, а использовавшиеся ими алюминиевые сплавы по своим характеристикам отличались от предусмотренных проектом металлов. Естественно, в худшую сторону.

- Как следует из материалов западных СМИ, следователи подтвердили, что установленным требованиям не соответствовали более 4800 титановых деталей и более 1150 алюминиевых компонентов, - говорит Сергей Мельниченко. - Результаты расследования привели к аресту активов двух обанкротившихся компаний, трем арестам и установлению личности четырех подозреваемых. Прокуроры заявили, что в течение пяти лет некондиционные элементы были установлены в общей сложности на 35 фюзеляжах "Боинг-787".

Известно, что в 2021 году "Боингу" пришлось решать несколько проблем, связанных с самолетом 787, - замечает гендиректор МКАА "Безопасность полетов". В их число вошли неправильно установленные крепежные элементы, неподходящие шайбы и потенциальные проблемы с окнами самолета. Причем эти сложности последовали за многочисленными проблемами, проявившимися в течение предыдущего 2020 года. В результате с ноября 2020 года по март 2021 года "Боинг" не поставил ни одного 787-го. А с июня 2021 года по август 2022 года "Боинг" поставил только по одному 787-му - авиакомпаниям Air France-KLM и Lufthansa. И заметьте - это без внешних санкций.

Один из принципиальных вопросов - титановый. Титан, используемый "Боингом", поставлялся Россией. Но американский авиастроитель весной 2022 года отказался от поставок российского титана, прекратив его закупки.

- Однако в июне этого года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) заявило, что компания Spirit AeroSystems, производящая детали для Airbus и Boeing, сообщила о случаях фальсификации документов, связанных с титаном, - рассказывает Сергей Мельниченко. - Тогда представитель поставщика заявил, что после того, как титан с поддельными документами попал в цепочку поставок Spirit AeroSystems, компания "проверила все подозрительные детали, чтобы определить масштаб проблем". Поддельный титан мог использоваться в самолетах A220, 737 MAX и 787. В то время и Airbus, и Boeing заявили, что непосредственных проблем с летной годностью нет. Но люди, знакомые с вопросом, сообщили, что проблемы начались еще в 2019 году. Тем не менее, и сегодня ни один из производителей самолетов не намерен прекращать использование титана, поскольку он стал ключевым материалом в их производственных процессах.

А 17 мая FAA опубликовало уведомление о предлагаемых правилах, предупреждая операторов самолетов 787-9 и 787-10 о несоответствии фитингов (фитинг - соединительная деталь - Прим. ред.) боковой балки пола, - продолжает эксперт. - . Регулятор указал, что фитинги могут иметь неправильный тип материала, который представляет собой коммерчески чистый нелегированный титан класса 1 или 2. Этот материал имеет "значительно более низкие прочностные, усталостные и устойчивые к повреждениям свойства по сравнению с материалом класса 5, предусмотренным типовым проектом". Если не принять меры, это состояние может привести к поломке фитингов".

Отказ нескольких соседних фитингов может привести к неспособности окружающих основных элементов конструкции выдерживать предельные нагрузки и повреждению критических систем под полом; эти условия могут привести к потере управления самолетом. То есть, если говорить без обиняков, со временем самолет может просто разломиться в воздухе.

- Вот такое сотрудничество между Старым и Новым Светом. Уголовно наказуемое, как оказалось, - заключает Сергей Мельниченко. - Но есть и хорошая новость: самолеты "Боинг-787" в российских авиакомпаниях не эксплуатируются.