Войти в почту

Функции и формулы «Эксель»: описание и как пользоваться с примерами для начинающих

Личный финансовый учет помогает чувствовать себя увереннее: меньше стресса, нет долгов, деньги не тратятся куда попало, проще копить на дорогие покупки и планировать будущее. Вести учет можно на простом листе бумаги, в специальных мобильных приложениях, а также в Microsoft Excel или его аналогах, например Google Sheets.

Факт

Какие функции есть в Google Sheets. Когда открываешь сервис впервые, он напоминает панель приборов в самолете. Но хорошая новость в том, что для учета личных финансов нужно совсем немного функций, например базовые арифметические операции и несколько настроек для наглядности.

Стори

В этом уроке расскажем про главные функции и формулы Google Sheets, которые помогут держать траты под контролем и стать ближе к финансовой независимости.

Учитываем расходы с функцией SUM

Функция в SheetsФункция в ExcelЧто делаетСинтаксисSUMSUMСуммирует значения в нескольких ячейках=SUM (диапазон)

Чтобы держать расходы под контролем, нужно точно знать, сколько денег уходит на покупки. Например, вы хотите узнать, сколько потратили за сегодня, и внесли в таблицу расходы за день:

Используем функцию SUM. В Google Sheets можно не вводить ее вручную, а просто выделить ячейку под всеми расходами, ввести знак равно и нажать на клавиатуре клавишу Enter:

>Нужная формула автоматически подставилась в ячейку, а после нажатия Enter отобразилась общая сумма расходов.

Если расходы записаны не столбиком, нужно выделить весь диапазон и нажать «Функции» → SUM → Enter:

Если вы заметили, что неправильно ввели данные в таблицу, их можно скорректировать — и сумма пересчитается автоматически. Допустим, вы вспомнили, что 28 сентября выпили американо за 150 ₽. Добавим трату в таблицу и посмотрим, как изменится сумма.

Распределяем расходы по категориям

Самое важное в финансовом учете — регулярно вносить расходы в таблицу. А чтобы лучше представлять, куда именно уходят деньги, каждому расходу нужно присваивать категорию.

>Выделите столбик, в котором будут перечислены категории. Для этого нажмите на букву в названии столбца:

Нажмите «Данные» → «Настроить проверку данных» → «Добавить правило».

Введите несколько категорий и нажмите «Готово»:

Добавить другие категории можно в любое время тем же способом.

Теперь, когда вводите сумму расходов, можно выбирать категории из раскрывающегося списка, а не печатать вручную:

Оцениваем категорию расходов

Иногда полезно знать, сколько тратите, к примеру, на кофе или такси. Это помогает избежать чрезмерных расходов на покупки, без которых можно обойтись. Если в вашей таблице уже много расходов, проще всего применить фильтр.

Нажмите на букву столбика с категориями, чтобы выделить его, а затем выберите «Создать фильтр»:

Щелкните по зеленой воронке и выберите только те категории, которые вас интересуют. Например, вы хотите узнать, сколько денег ушло на кафе:

Теперь в таблице отображаются только расходы из категории «Кафе».

Аналогично можно посмотреть траты в любой другой категории. А чтобы отменить фильтрацию, нажмите кнопку «Создать фильтр».

Прикидываем прибыль от инвестиций

Финансовый учет не только про расходы, но и про доходы. Google Sheets отлично справляется с расчетом доходности от инвестиций. Например, можно быстро подсчитать, сколько денег вы получите, открыв депозит. Допустим, вклад будет на сумму 77 000₽ под 18,5% годовых на полтора года.

Введем данные в таблицу:

Теперь перемножим все три показателя, чтобы узнать доход от инвестиций за весь срок действия вклада.

Выделяем любую свободную ячейку и начинаем со знака равно:

Если менять параметры депозита, доход будет пересчитываться автоматически:

Не забудьте, если ваш годовой доход по вкладам превысит 190 000₽ за год, нужно заплатить подоходный налог ☝️

Стори

Что важно запомнить

Google Sheets — бесплатная альтернатива Excel. Работает в онлайне, поэтому таблицу можно открывать с компьютера и телефона. Excel и Google Sheets — продвинутые инструменты, хотя для базового учета личных финансов достаточно нескольких простых функций.Ключевая функция для учета финансов — SUM. С ней можно быстро посчитать общую сумму расходов за день, месяц, год. Это поможет лучше представлять, куда уходят деньги.

В следующих уроках разберем более сложные функции Google Sheets, чтобы учет финансов стал нагляднее.