Войти в почту

«Коммерсантъ» узнал о приостановке полетов части Airbus neo в РФ

Airbus neo остаются на земле. Полеты половины всех самолетов этого семейства в России приостановлены по техническим причинам. Речь идет в совокупности о 34 лайнерах, сообщает газета «Коммерсантъ». По сведениям издания, часть лайнеров находится в резерве до высокого сезона, который обычно начинается в майские праздники. Но 15-20 самолетов A320/А321 neo могут и не вернуться в строй. На них установлены новейшие двигатели производства американской Pratt & Whitney. И эти силовые установки в России невозможно ни починить, ни обслужить. А заменить их тоже нечем, отмечает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:

«Коммерсантъ» узнал о приостановке полетов части Airbus neo в РФ
© BFM.RU

Александр Ланецкий гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support «Проблематично купить такой двигатель, он считается чипированным, то есть его очень легко производителю отследить, где находятся эти двигатели. И без специальной программы от производителя фактически невозможно зарегистрировать этот двигатель с одного самолета на другой. Наверное, это главная проблема. Для России она вся еще усугубляется наличием санкций, которые десятикратно увеличивают объемы эксплуатации самолетов с этим двигателем, то есть нет возможности ни привезти другой двигатель, если двигатели на более старые модели завозятся в большом количестве, легально или нелегально — уже другой вопрос, но они завозятся, инсталлируются, меняются, как-то проводят ремонты и так далее. На этой модели это сделать невозможно».

С Boeing, которые есть в России, ситуация получше. Российские авиакомпании не успели закупиться новейшими и при этом проблемными лайнерами 737 MAX8 и MAX9. С ними, по словам экспертов, у нас были бы такие же проблемы, как и с Airbus neo. А вот Boeing предыдущих линеек в России обслуживаются нормально. В том числе благодаря разбору на запчасти выведенных из эксплуатации лайнеров, а также параллельному импорту. Можно надеяться, что даже если в России перестанут летать все имеющиеся Airbus neo, а это примерно десятая часть парка всех иностранных самолетов, то существенного влияния на авиаперевозки это не окажет.

Но все равно авиационные власти ищут способы привлечь самолеты, которые РФ сейчас не может купить, на российский рынок. Так, в октябре стало известно, что обсуждается идея допуска авиаперевозчиков из дружественных стран на внутренний российский рынок. Это так называемые каботажные перевозки. Идея, может быть, и неплохая, но не факт, что кто-то на это согласится, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Как известно, внутрироссийские перелеты низкомаржинальные. В основном наши авиакомпании зарабатывают деньги на международных полетах, а внутри России летают либо в ноль зачастую, либо вообще в убыток. Соответственно, будет ли это интересно иностранным перевозчикам — большой вопрос. Второй момент: не всегда есть возможности. Каждая авиакомпания всегда строит свою стратегию по приобретению самолетов, по подготовке персонала, допустим, на год, на два вперед. А тут вдруг появляется еще какой-то рынок — например, мы делаем предложение Катару, еще кому-то, а у них просто может не оказаться самолетов в достаточном количестве для того, чтобы принять наше предложение, даже если им это будет интересно».

Надежд на то, что в ближайшее время РФ удастся пересесть на российские авиалайнеры, пока не очень много. В следующем году обещают начать поставки МС-21. Но чтобы заместить все имеющиеся Boeing и Airbus, а их порядка 600, потребуется не год, и не два. И, скорее всего, даже пяти лет на это не хватит.