В Анталье Sukhoi Superjet 100 совершил жесткую посадку и загорелся
Обновлено в 11:22
После жесткой посадки в аэропорту Антальи загорелся Sukhoi Superjet 100, прилетевший из Сочи. Пострадавших нет. СК возбудил уголовное дело по факту возгорания воздушного судна в турецком аэропорту. Резервный борт вылетел из Антальи в Сочи с пассажирами поврежденного в аэропорту самолета «Азимута», сообщил ТАСС исполнительный директор авиакомпании Эдуард Теплицкий.
По словам пассажиров, лайнер долго снижался. После касания с землей был жесткий удар. На взлетно-посадочную полосу разлилось топливо, вспыхнуло пламя. В салон повалил черный дым.
Сообщается, что турецкие пожарные начали тушить самолет через пару минут после посадки и быстро справились с огнем. Он не успел перекинуться на сам борт. Пассажиров эвакуировали по надувным трапам. Одна из пассажирок рассказала журналистам, что в салоне началась давка, многие пытались вытащить свои чемоданы с верхних полок.
«В салоне самолета началась паника, люди стали вскакивать, пытаться доставать свои чемоданы, ставить их в проходе, тут резкая вспышка, из всех окон стало видно, что загорелось и огонь, повалил дым в салон, началась давка, никто никого не пропускал, мы выходили одни из самых последних, уже было видно, что приехали пожарные, уже тушили самолет, мы спустились на спасательном трапе. Вокруг крики, было очень страшно, мы все побежали в поле, потому что неизвестно, вдруг самолет рванет, но благо все остались живы».
По данным источника газеты «Коммерсантъ», пока рассматриваются две версии: сдвиг ветра при посадке самолета или, как в 2019 году в «Шереметьево», ошибка пилота. Тогда SSJ компании «Аэрофлот» был посажен с большей, чем рекомендовано, скоростью и под слишком большим углом. В результате шасси пробили топливные баки, вытекший керосин загорелся. Многие пассажиры не успели выбраться в том числе из-за того, что хватали чемоданы и загораживали проходы. Тогда при пожаре погиб 41 человек. Пилота приговорили к шести годам тюрьмы.
В данном случае жертв удалось избежать, несмотря на проблемы с эвакуацией и здесь. Один из пассажиров, житель Краснодара, рассказал журналистам, как помогал растерявшейся стюардессе открыть двери в хвосте салона. Авиакомпания «Азимут», которой принадлежит Sukhoi Superjet, назвала причиной ЧП сильный ветер — в Турции уже несколько дней штормовая погода.
В Турции уже несколько дней штормовая погода, рассказала Business FM жительница Антальи Елена Ткачева:
Елена Ткачева жительница Антальи «Вторую ночь подряд у нас штормовой ветер, у меня на парковке все мотоциклы поразносило в предыдущую ночь, в эту ночь по крыше звуки всякие летающих предметов, осколки, был сильный ветер».
Должен ли был аэропорт Антальи ввести ограничения ни прием или вылет рейсов? Говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:
Илья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Представления о шквалистом ветре, с точки зрения обывателя и с точки зрения самолета, очень сильно различаются. Там есть ограничения по боковому ветру и так далее, это более 30 узлов, например. У каждого типа воздушного судна есть ограничения по скорости ветра, при которой оно может эксплуатироваться. Если ветер, особенно боковой, превышает определенные значения, то самолет в этом аэропорту не будет садиться или взлетать, но здесь речь идет не о силе ветра, а о сдвиге ветра. Сдвиг ветра — это когда снижаетесь, а получается, что резко изменились скорость и направление ветра, из-за этого может происходить просадка, то есть резкая потеря высоты, особенно у земли, это опасно и чревато последствиями. Аэропорт при этом не закрывают, в самолете есть система предупреждения о сдвиге ветра, пилотам предписывается уходить на второй круг. Но система не всегда может предсказывать появление сдвига ветра. Резкий нисходящий воздушный поток может продлиться две секунды, и никак вы его не запротоколируете».
Отраслевой телеграм-канал «Авиаторщина» пишет, что этот Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Азимут» месяц назад повредил створки шасси при вынужденной посадке во «Внуково». Тогда это произошло из-за отказа гидросистемы. Пострадавших не было. Росавиация квалифицировала событие как инцидент, было расследование.
В данным случае Росавиация пока не уточняет, почему при жесткой посадке произошел разлив топлива. Можно ли сказать, что конструкторское решение шасси Sukhoi Superjet 100 остается слабым местом? Говорит заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов:
Олег Смирнов заслуженный пилот СССР, член общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора «Конструкторские недоработки, как и в первом случае в «Шереметьево». Современное самолетостроение десятилетие запрещает конструировать самолеты таким образом, чтобы при совершении грубой посадки шасси самолета пробивали бы топливные баки. Все самолеты, если взять и отечественные, они сделаны были таким образом, что грубая посадка может быть всегда, по разным причинам. Я не имею информации о том, что конструкция самолета в этом плане переделана после катастрофы в «Шереметьево», потому что летчика обвинили. А при чем тут конструкция, летчик виноват! А там люди, очень важный момент, погибли не от грубой посадки, а погибли от дыма и пожара, а пожар возник, потому что при грубой посадке шасси пробили топливные баки, и соответствующая река течет и одновременно загорается, горящая река. Если это не переделано, это мина замедленного действия, которая ведет к подобным результатам в обязательном порядке, если не будет устранено».
Ранее Генконсульство России сообщило, что часть пассажиров загоревшегося самолета покинули аэропорт, часть решили дождаться выдачи багажа, им предоставлено питание. Дипломаты урегулировали вопрос пропуска на территорию Турции десяти россиян, которые из-за пожара лишились загранпаспортов. Пассажиров, которые должны были вернуться в Россию обратным рейсом, поселили в гостиницу до прибытия резервного самолета.
Сами пассажиры жалуются, что после того, как они спаслись из горящего самолета, в аэропорту Антальи к ним не вышел никто из представителей авиакомпании или властей. А это было около десяти вечера. Ждать багажа пришлось семь часов, почти всю ночь. По данным «Ъ», пассажиры написали коллективный иск на авиакомпанию «Азимут».