Накануне Нового года турагентам рассказали, как работать с нетрезвыми туристами

Юрист Александр Байбородин прислал в редакцию разъяснения для турагентов: что делать, если в офис зашел нетрезвый клиент?

Нетрезвые туристы: что может произойти и что с ними делать
© tourdom.ru
«Представьте: клиент просыпается утром с похмельем и вместо билета на море видит счет за "роскошный тур в Антарктиду". Разборки с такими историями удовольствие сомнительное. Как в такой ситуации поступить менеджеру туристической компании? Вариант первый: заключить договор. Да, риски есть, но поспешные выводы о состоянии туриста, равно как и необоснованный отказ в заключении договора, способны доставить достаточно много проблем туристической компании. Вариант второй: вежливо отказать. Сослаться на внутренние правила или просто предложить вернуться, когда "все в порядке". Для совсем буйных вызвать охрану».

Турагенты подтверждают, что накануне праздников тема актуальная, и алгоритмов на все случаи жизни, конечно, нет – каждый раз действовать приходится индивидуально.

«Последний случай: зашли двое, еле стоят на ногах "Хотим в Турцию на "все включено" прямо сейчас. Деньги есть". Высыпают на стол из обычного пакета стопку денег... Не в пачках, а "горой", рассказывает Валентина Дмитриева, директор турагентства "Валенсия" (г. Екатеринбург), участница редколлегии TourDom.ru. Забронировали им места на следующий рейс в Турцию, наличные из кучи при них отсчитали. Но потом дергались, не пропустят ли они свой рейс и допустят ли их на рейс в таком состоянии... В итоге все хорошо получилось».

Эта ситуация могла закончиться по-другому: клиенты до самолета не добрались (либо на борт их не пустили), а потом потребовали, чтобы турфирма вернула деньги. Поскольку средства уже перечисли авиаперевозчику и отельеру, туристам, разумеется, отказали бы. А те пошли бы в суд.

«Никаких запретов для заключения договора с "веселым" клиентом в законе нет. Но! Если человек настолько весел, что не понимает, что подписывает (ст. 177 ГК РФ), договор может быть признан недействительным», предупреждает Александр Байбородин.

Туристу, конечно, придется доказывать, что он был совершенно пьян и вообще не соображал, что подписывает. Сделать это непросто – разве что перед тем, как прийти в турфирму, он получит соответствующее медицинское заключение, но варианты возможны – например, найдутся свидетели и суд сочтет их доводы убедительными.

Некоторые предпочитают вообще не связываться с пьяным клиентом. Но и они, по мнению Байбородина, рискуют получить судебный иск – за неправомерный отказ в оказании услуг.

«Поспешные выводы менеджера о состоянии алкогольного опьянения туриста (в условиях, когда нарушение двигательных функций и речи могут быть обусловлены физиологическими особенностями человека) могут привести и к штрафу по ч. 5 ст. 14.8. КоАП РФ, размер которого для юридических лиц составляет от 300 до 500 тыс. руб., поясняет собеседник. Тут важно помнить, что договор о реализации туристского продукта является публичным, и в силу ст. 426 ГК РФ компания, имея возможность оказать услуги (заключить договор), не вправе отказать в этом».
© РИА Новости
«Единственный случай, допускающий законный отказ от обслуживания, это ситуация, предусмотренная ст. 10 ГК РФ: злоупотребление своим правом намерение причинить вред здоровью другого лица или материальный ущерб. В этом случае рекомендуется не только отказать, но и вызвать полицию, добавляет другая участница редколлегии TourDom.ru Оксана Антохина. Для минимизации рисков я бы предложила подумать до завтра. Но если прямо с ворохом купюр пришли обязательно договор. И пусть потом доказывает, что невменяемый подписывал».

Юристы подчеркивают: в каждой подобной истории важно оценить ситуацию со всех сторон. Если принято решение заключить сделку, то лучше пригласить свидетелей – других сотрудников или руководителя компании – и в их присутствии еще раз удостовериться, понимает ли турист, что делает, и готов ли за это платить.

Ранее TourDom.ru писал, что туристы не пришли к единому мнению по запрету алкоголя на транспорте.