Врезался хвостом в поле: неожиданная авиакатастрофа под Новосибирском
История самолета Ил-12 был выпущен заводом «Знамя Труда» вскоре после войны – 14 марта 1947 года. Самолет получил бортовой номер СССР-Л1312 и был передан Главному управлению гражданского воздушного флота, которое в свою очередь направило его в 55-й авиатранспортный отряд Западно-Сибирского территориального управления гражданского воздушного флота. На момент аварии самолет налетал 1923-летных часа. Реконструкция событий Потерпевший крушение самолет выполнял тренировочный полет. Погодные условия в тот день были не из лучших. Небо над сибирской столицей затянуло облаками на высоте около 200 метров, видимость была не более 2 километров, дул слабый южный ветер и шел мокрый снег. Однако, несмотря на это, экипаж самолета все равно решил встать на крыло. Авиалайнер поднялся в небо в районе новосибирского аэропорта в 14:22 по местному времени. Полетом руководил человек, за плечами которого это было четвертое самостоятельное дежурство. На борту в тот день находились: Заместитель командира отряда по летной службе – Николай Севастьянов Командиры воздушного судна (КВС): Григорий Бузовир; Петр Баранов; Вторые пилоты: Иван Ипполитов; Виктор Михайловский; Иван Шарнин. Бортрадисты: Константин Лукьянов; Александр Носов. Бортмеханик: Николай Смирнов. Правда, не все было гладко с самого начала. Командная радиостанция была сломана, поэтому связь с бортом Л1312 не велась. Неудачный эксперимент Спустя около 3 часов после вылета, самолет так и не показался в небе. Сотрудники воздушной гавани начали волноваться и даже съездили на площадку самолетов, но лайнера там не оказалось. Позже поступила информация о том, что самолет ушел в штопор, ударился о землю и разлетелся на части недалеко от хутора Карманово. В момент авиакатастрофы 7 человек погибли, а выжили только КВС Петр Баранов и второй пилот Виктор Михайловский. Последний, правда, от полученных травм позже скончался в больнице и стал 8-й жертвой катастрофы. По показаниям командира самолета, единственного выжившего в той аварии, при взлете он находился в пассажирском салоне слева во втором ряду, тогда как пилотировали самолет, сидевший в левом кресле, КВС Григорий Бузовир и сидевший в правом кресле заместитель командира отряда по летной службе Николай Севастьянов. Николай Савостьянов решил сымитировать взлет с отказавшим мотором и в условиях облачности, поэтому зафлюгировал левый воздушный винт. Однако толи не учел погодные условия, толи был уверен в своем мастерстве. На высоте 200 метров самолет Ил-12 влетел в облака. Позже, на высоте чуть больше 1200 метров летчик выпустил шасси и щитки, а также снизил мощность работающего правого мотора. Задача была – снизить скорость, а потом продемонстрировать тренируемым экипажам, как ювелирно можно выйти из подобной ситуации, несмотря на то, что в задании на полет такое упражнение не было предусмотрено. Однако все пошло не по плану. Самолет потерял скорость и завалился влево, а попытки заново запустить мотор оказались неуспешными. Понимая критичность ситуации, оба бортрадиста выскочили из кабины и побежали один в туалет, а другой в задний багажник, рассчитывая, что там у них больше шансов спастись. Правый двигатель был выведен на режим форсажа, тогда как бортмеханик Николай Смирнов пытался вывести левый воздушный винт из флюгера, но, несмотря на все усилия, авиалайнер без поступательной скорости врезался хвостом в поле и разрушился. Проведенная позже экспертиза установила, причиной катастрофы стала ошибка экипажа. Рекомендуем почитать материал «ФедералПресс» об экстренной посадке пассажирского авиалайнера, который следовал из Сочи в Омск, в пшеничном поле. На борту в момент ЧП находилось 161 человек, в том числе шесть членов экипажа и 21 ребенок. Кроме того, предлагаем вспомнить о самых страшных авариях, которые происходили в Сибири. Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов, Полина Зиновьева