Эксперт Мельниченко назвал основные причины ЧП в гражданской авиации
Фонд безопасности полетов (Flight Safety Foundation) опубликовал статистику авиационных происшествий в мире с коммерческими воздушными судами за апрель 2025 года. Эти данные комментирует генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко.
- С начала года с коммерческими воздушными судами в мире произошло в общей сложности 36 авиационных происшествий, в которых 121 человек погиб. Среди корпоративных воздушных судов за тот же период насчитывается 15 авиационных происшествий, которые привели к гибели 12 человек, - рассказал эксперт. - Если брать аналогичные средние показатели за предыдущие пять лет, то они таковы: 40 авиационных происшествий и 64 погибших для коммерческой авиации, для корпоративной - 13 происшествий и 6 человек погибших. То есть, на сегодняшний день прослеживается снижение количества авиационных происшествий в коммерческой авиации на 10%, но почти двукратный рост количества жертв. Количество происшествий в корпоративной авиации выросло примерно на 15%, а количество погибших в этих происшествиях увеличилось ровно вдвое.
В апреле зарегистрировано девять авиационных ЧП. И больше половины - 5 случаев приходится на выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы. Два таких случая произошли в США, по одному - в Мексике и Марокко, причем все они произошли практически друг за другом.
Среди остальных "неприятностей": дважды воздушные суда попадали в турбулентность, из-за чего находившиеся на борту люди получили травмы различной степени тяжести. Один раз самолет ударился при посадке хвостовой частью о поверхность полосы.
- Следует, наверное, отметить, что с самолетом HondaJet (Honda HA-420 HondaJet - легкий бизнес-джет, производимый компанией Honda Aircraft Company) два случая выкатываний за пределы полосы произошли в течение всего трех дней - 7 и 9 апреля. И если второй случай был идентифицирован как инцидент, то первый из-за серьезных повреждений, полученных воздушным судном, попал в печальную статистику безопасности полетов, - говорит Сергей Мельниченко. - Вообще-то, данный тип бизнес-самолета давно известен своими частыми выкатываниями. За время, прошедшее после того, как этот тип воздушного судна в декабре 2015 года был сертифицирован, с ним произошло 35 инцидентов и происшествий, из которых 29 - это как раз выкатывания при выполнении посадки или взлета.
Зарубежные авиационные эксперты отмечают некоторые конструктивные особенности самолета, которые могут быть причинами таких частых событий: он не оборудован реверсом тяги, который способен эффективно снижать скорость при выполнении послепосадочного пробега. Специалисты также отмечают небольшой размер колес шасси, что при определенных условиях может затруднить управление самолетом на пробеге по ВПП.
Как отмечает эксперт, в 2023 году Ассоциация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов провела анализ выкатываний и пришла к выводу, что некоторые из них могут быть связаны с техникой, которую пилоты освоили во время их предыдущего обучения на получение сертификата частного пилота на легких поршневых самолетах. После получения определенного опыта полетов на них летчики попадают в реактивную авиацию.
- Дело в том, что многих пилотов поршневых самолетов в условиях порывистого ветра учат увеличивать скорость захода на посадку, - отмечает Мельниченко. - На многих самолетах, чтобы сохранить выравнивание с осью взлетно-посадочной полосы при боковом ветре, боковое скольжение можно использовать безопасно. Пилоты для мягкого приземления обычно стремятся удлинить предпосадочное выравнивание и после касания основных колес стараются подольше удерживать носовое колесо в воздухе, чтобы максимизировать аэродинамическое торможение. Однако в HondaJet этих методов следует избегать: производитель сообщает, что самолет был разработан для работы в неблагоприятных ветровых и погодных условиях на предписанной посадочной скорости, поэтому пилоты должны доверять технике, которой их обучают во время подготовки к полетам на данный тип воздушного судна.
Однако, судя по продолжающимся выкатываниям, их причины - будь они конструктивные или "человеческие", остаются, - резюмирует авиационный аналитик.
Статистика авиационных происшествий за апрель
7 апреля, HondaJet, выкатывание за пределы полосы, США
Самолет HondaJet HA-420, на борту которого находилось пять человек, примерно в 6:05 утра по местному времени выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы при посадке в региональном аэропорту Юго-Западного Орегона в Норт-Бенде. Пожарная служба Норт-Бенда сообщила, что самолет находится примерно в 150 футах от берега в бухту Кус-Бей. Пилот и четыре пассажира были доставлены из воды на берег. Они получили лечение от легких до тяжелых травм в больнице Bay Area Hospital. Самолет подняли из воды на баржу с помощью крана.
10 апреля, Metro III, выкатывание за пределы полосы, США
Самолет Fairchild SA227-AC Metro III, выполнявший рейс авиакомпании Key Lime Air, выкатился за пределы ВПП в муниципальном аэропорту North Little Rock в штате Арканзас. Пострадавших нет. Во время посадки наблюдался почти боковой ветер силой 9 метров в секунду с порывами 13 м/сек.
10 апреля, Gulfstream V, выкатывание за пределы полосы, Мексика
Частный дальнемагистральный самолет Gulfstream V с американской регистрацией, следовавший из Нью-Йорка в мексиканский Кабо-Сан-Лукас, при выполнении посадки выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и получил серьезные повреждения. По первоначальным данным, у самолета возникла неисправность, из-за которой и произошло авиационное происшествие.
11 апреля, Hawker 800, выкатывание за пределы полосы, Марокко
Министерство транспорта Марокко начало расследование аварии при посадке, в результате которой в аэропорту Феса (Saiss) разбился представительский Hawker 800XPi. Самолет эксплуатировался авиакомпанией Air Ocean Maroc и выполнял рейс из Марракеша. По данным ведомства, самолет "выкатился вбок от взлетно-посадочной полосы" во время посадки, примерно в 16:10 местного времени, и "столкнулся со стеной по периметру аэропорта". В результате самолет получил значительные повреждения. Экипаж выполнял посадку на ВПП, длина которой составляет 3200 м. Метеоусловия во время посадки были благоприятными, ветер был слабым, осадки отсутствовали.
12 апреля, Cessna 560XL, выкатывание и авиационное происшествие при выполнении посадки, США
Самолет Cessna 560XL совершил жесткую посадку и впоследствии выкатился за торец взлетно-посадочной полосы в Мемориальном аэропорту Кроссвилла, штат Теннесси, около 8:15 утра по местному времени. На борту самолета находились пять человек. FAA проводит расследование.
14 апреля, Boeing 737-800, турбулентность воздуха, Алжир
Boeing 737-800 авиакомпании Air Algérie, на борту которого находилось 129 человек, следовал по маршруту Париж/Шарль де-Голль - Гемар (Алжир). Когда самолет находился над территорией Алжира, он попал в сильную турбулентность воздуха, в результате чего один бортпроводник получил серьезные травмы, и еще двое - незначительные.
15 апреля, ATR 72-600, удар хвостовой частью самолета о поверхность полосы, Великобритания
Экипаж самолета ATR-72-212A британской авиакомпании Aurigny Air Services выполнял рейс по маршруту Лондон/Гатвик в Гернси (Великобритания). Посадка выполнялась в светлое время суток при порывистом ветре на ВПП 27 в Гернси. Самолет задел хвостом поверхность ВПП, однако освободил полосы и зарулил на перрон без дальнейших инцидентов. О пострадавших не сообщается, однако имеется информация, что самолет получил значительные повреждения.
20 апреля, Boeing 737-700, турбулентность воздуха, США
При выполнении рейса в международный аэропорт Тулсы самолет Boeing 737-700 американской авиакомпании Southwest Airlines, на борту которого находился 41 человек, вошел в зону повышенной турбулентности воздуха. Национальный совет по безопасности на транспорте США (NTSB) квалифицировал данное событие как авиационный инцидент, хотя никаких сообщений о получивших травмы или повреждениях самолета не поступало.