HR-эксперт о сетевых курсах, обещающих востребованную профессию: «Они приносят пользу тем, кто их продает»

«Большинство сетевых курсов по получению новой профессии сегодня несет пользу только тем, кто их продает и зарабатывает на этом. Потому что пройти обучение мало – нужно, чтобы тебе кто-то дал шанс и взял на работу, чтобы знания были применены. Да, другой сценарий может сложиться, если человек уже работает и у него есть профессия. К примеру, он классический маркетолог. И теперь решил освоить профессию, связанную с искусственным интеллектом. Покупает курс – и тут же начинает интегрировать новые знания в свою практику, в работу. Это приносит положительный результат бизнесу. Поэтому наш герой может сказать работодателю, что показатели выросли, поэтому нужно повышать зарплату. Это, еще раз подчеркну, особый случай. В основном же курсы ориентированы на людей, которые сейчас не работают и находятся в поиске себя. Сейчас вообще время потерянных людей. И им говорят – «приходи к нам, освой профессию и будешь востребован». Но так не работает. Перед тем, как идти учиться, стоит проанализировать рынок – зайти на сайты для поиска работы, посмотреть, сколько там предложений по выбранной профессии, какие требования к сотрудникам, кому делают офферы, сколько уже кандидатов, с кем придется конкурировать. Ведь многие специалисты уже с опытом – и они себя усиливают дополнительным обучением. И компании ведь не хотят брать новичков, ждать, пока они разберутся в профессии, дополнительно вкладываться. Потому что сейчас главная ценность – время. А люди, которые с нуля прошли полугодичные курсы, не показывают нужный результат. И пока они включаются, работодатель упускает время и возможности. Часто после курсов обещают гарантированное трудоустройство. Но я знаю, как подбираются компании, куда могут отправить выпускников. На самом деле авторы курсов просто берут те же вакансии, которые есть на всем известных сайтах, на биржах труда – и размещают их у себя. Мол, вот, выбирайте. Это видимость трудоустройства, когда человеку якобы предлагают выбор, но это не то, что обещалось изначально. При этом возможность работать как бы дается. Половинчатые решения, которые нужны, чтобы привлечь людей на курсы. Тут возникает закономерный вопрос – и что тогда делать человеку, который хочет улучшить условия труда и поднять свой доход? Тут надо помнить, что почти у каждого совершеннолетнего гражданина есть какая-то профессия или какой-то рабочий опыт. Если он студент, ему нужно идти за интересом – в ту сферу, где ему хочется развиваться. Да, пусть сначала придется соглашаться на меньший доход, но это окупится со временем, если будет приложено достаточно усилий. Если же у человека уже больше опыта, но он попал в пучину потери смысла и потери себя, то ему следует идти по пути усиления себя горизонтально – подумать, чем еще можно дополнить те знания, которые уже есть. Это позволит, к примеру, попросить повышения или перейти в смежную отрасль. Не нужно обесценивать тот опыт, который уже есть. Его просто нужно усилить. Многие же просто бросают все и идут абсолютно в новую сферу. А при таком сценарии нужно 3–5 лет, чтобы ремесло начало приносить результат – и материальный, и профессиональный. Сейчас же все хотят быстрого дофамина – быстрых результатов, быстрой профессии. Но ребенка ведь вынашивают девять месяцев, потом он много лет растет. А жизненные циклы, подобные природным, есть везде. И их не обманешь». Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия

HR-эксперт о сетевых курсах, обещающих востребованную профессию: «Они приносят пользу тем, кто их продает»
© РИА "ФедералПресс"