Два самолета столкнулись в небе над Кузбассом: что известно о катастрофе
Что известно о самолетах Ли-2 Бортовой номер: Л4534 Заводской номер: 18429005 Дата производства: 30 июня 1948 года Для чего использовался: гражданские перевозки Налет: 3882 часа Маршрут: Иркутск – Красноярск – Новосибирск Количество пассажиров: 16 (14 взрослых и 2 ребенка) Ли-2Т Бортовой номер: А4031 Заводской номер: 18432605 Дата производства: 30 апреля 1949 года Для чего использовался: аэрофотосъемка Налет: 1268 часов Маршрут: Новосибирск – Гусиный Брод – Кемерово Что известно о полете 27 мая 1953 года выдалось ясным. Температура воздуха составляла +10 °C, а видимость превышала 15 километров. На участке маршрута Красноярск – Кемерово командир пассажирского судна решил сократить путь, и в результате отклонение от курса составило 47 километров. Одновременно экипаж борта А4031 сообщил о своем прибытии в зону аэрофотосъемки. Он начал выполнять задание на высоте 1800 метров. Известно, что сначала самолет летел 6 минут 40 секунд по направлению 90°, затем за 36 секунд выполнил левый поворот на 180° и продолжил движение по курсу 270° также в течение 6 минут 40 секунд. После этого он выполнил правый разворот за 36 секунд и установил курс 90°, направляясь прямо против восходящего солнца. Прошло еще меньше минуты, и в 03:50 по московскому времени оба судна столкнулись. Это произошло на глазах у множества свидетелей в 16,5 километрах западнее кузбасского поселка Барзас. Оказалось, что борт А4031 летел немного ниже и правым винтом срезал левую плоскость крыла второго самолета. При этом верхняя часть фюзеляжа судна для аэрофотосъемки разрушила фюзеляж Л4534. В результате пассажиры стали буквально выпадать из гражданского судна, а затем оно просто развалилось. Левую плоскость крыла, хвостовое оперение и части фюзеляжа разбросало по лесу и поляне на площади 900х150 метров. Центроплан с моторами, кабиной пилота и правой плоскостью рухнул в лес. При этом А4031 перешел в пикирование и спустя 350 метров врезался в землю. За этим последовал взрыв, однако пожар не возник. В результате погибло 27 человек: 20 с борта Л4534 и семь с А4031. Что показало расследование Оказалось, что было нарушено взаимодействие: А4031 поддерживал связь с Новосибирской АДС и РДС, но не взаимодействовал с Кемеровской АДС, а Л4534, напротив, имел связь с Красноярской АДС и РДС, а также с Кемеровской АДС, однако связь с Новосибирской РДС была ненадежной. В результате оба экипажа не имели точной информации о местоположении друг друга. Множество свидетелей на земле сообщали, что два самолета летели навстречу друг другу на одной высоте, при этом экипажи не предпринимали никаких мер для предотвращения столкновения. Самолет для аэрофотосъемки находился в ведении 6-го авиаотряда, который изначально находился под управлением Главного управления геодезии и картографии, но был передан в Западно-Сибирское ТУ ГВФ всего за два месяца до трагедии. Необходимых мероприятий для разъяснения организации и безопасности полетов проведено не было, а подготовку экипажей доверили командиру отряда, который сам начал работать здесь только в марте 1953 года и не обладал необходимыми знаниями. Кроме того, заявки на выполнение работ в Новосибирском аэропорту подавались без указания границ района, что привело к несоответствию фактических высот полетов заявленным. Так, в задании для борта А4031 было указано провести съемку в масштабе 1:17000, что означало высоту полета относительно аэродрома в 1828 метров, однако по стандартному давлению (760 миллиметров ртутного столба) высота полета должна была быть 1987,5 метров. В Кемерове же было более высокое давление (747,1 миллиметров ртутного столба), и высота полета должна была составлять 1970 метров. Однако это соблюдено не было, и более того, командование ЗС ТУ ГВФ и Новосибирская РДС и АДС не знали о порядке определения высоты съемки. Помимо этого, командир борта Л4534 грубо нарушил маршрут полета на трассе Красноярск – Новосибирск, когда срезал маршрут. Известно, что годом ранее его уже разжаловали за недисциплинированность и потерю ориентировки, однако в феврале 1953 года все же восстановили в должности. Рекомендуем также почитать материал о том, как гроза привела к авиакатастрофе под Новосибирском, о том, как затонул сибирский «Титаник», а также «ФедералПресс» рассказывал, как сгоревший в новосибирском Толмачеве самолет стал героем фильма «Экипаж». Фото: ФедералПресс / Дмитрий Шевалдин