65 лет Шереметьевской таможне: достижения, новые технологии и вызовы времени
1 июня Шереметьевская таможня — крупнейшая авиационная таможня России, штат которой насчитывает почти полторы тысячи специалистов, отмечает свое 65-летие: именно в этот день в 1960 году был выполнен первый международный рейс по маршруту Москва-Берлин. Сегодня в структуре таможни четыре поста: пассажирский, грузовой, специализированный и центр электронного декларирования.
ТАСС поговорил с сотрудниками таможенных постов Аэропорт Шереметьево (пассажирский), Аэропорт Шереметьево (грузовой) и Кинологического отдела о новых технологиях таможенного контроля, необычных случаях задержания и типичных видах оправданий пассажиров, мерах предотвращения контрабанды, особенностях обучения служебных собак, усилении мер безопасности, а также о сложностях, с которыми столкнулась таможня после 2022 года.
Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (пассажирский)
В штате таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) более 320 должностных лиц. Исполняющий обязанности заместителя начальника отдела специальных таможенных процедур №3 Сергей Аниканов рассказал, что сегодня активно применяются современные технические средства таможенного контроля, которые позволяют четко и детально оценить товары при прохождении таможенного контроля. "Все товары находятся под таможенным контролем и попадают под определенные таможенные процедуры", — сказал он.
Собеседник агентства поделился советами, которые помогут в ускоренном порядке пройти таможенный контроль. "Пассажиры при убытии с территории Российской Федерации должны ознакомиться с правилами пересечения границы, а также с нормами права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании. Отдельно хочу отметить и сделать акцент на том, чтобы пассажиры все-таки ознакамливались с таможенным законодательством — неважно, из какой страны они убывают и в какую прибывают — везде, где они будут находиться как за пределами РФ, так и в Российской Федерации", — отметил Аниканов. По его словам, большинство граждан в целом знакомы с таможенным законодательством, но не всегда знают нюансов декларирования. "Среди основных типичных оправданий пассажиров: "не знал", "забыл", — рассказал он.
Ведущий инспектор отдела специальных таможенных процедур №3 Ашот Асатрян рассказал об одном из самых необычных случаев задержания за время его работы. "Из необычных и запоминающихся: наш сотрудник остановил прилично одетую девушку, при досмотре у нее нашли бутылочку соды, при вскрытии обнаружили сильное наркотическое вещество", — рассказал он. Отвечая на вопрос, на какие часы падает наибольшая нагрузка на таможенный контроль, собеседник агентства отметил, что сотрудники круглосуточно находятся на страже.
"Если пассажир — законопослушный и порядочный гражданин, то ему не нужно бояться прохождения таможенного контроля"
Ведущий инспектор отдела специальных таможенных процедур №3 Леонид Береснев рассказал о таможенном декларировании товаров для личного пользования. Существует определенный перечень товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию: оружие, культурные ценности, товары, которые относятся к категории СИТЕС (виды дикой фауны и флоры — прим. ТАСС), лекарственные препараты — особенно те, которые входят в списки сильнодействующих, психотропных.
"Если это по прилету, то обязательно нужно декларировать товары, стоимость которых превышает €10 тыс. или вес которых превышает 50 кг, а также если вы везете от трех до пяти литров алкоголя, наличные денежные средства, которые в эквиваленте превышает $10 тыс. обязательно декларируется, независимо от того, прилет это или вылет. Просто по вылету, согласно указу президента, существует определенное ограничение на вывоз из Российской Федерации иностранной валюты. Еще выделяются товары, которые перемещаются при предъявлении разрешительных документов, в частности, оружие — только по специальному разрешительному документу, выданному Росгвардией. Культурные ценности перемещаются при предъявлении документов, выданных Министерством культуры РФ. Объекты СИТЕС перемещаются с использованием разрешения СИТЕС, в РФ его выдает Росприроднадзор", — рассказал собеседник агентства.
"Если пассажир везет сильнодействующие и психотропные лекарства, он должен предъявить рецепт и заключение врача. Если пассажир пробыл больше года за границей, в частности это касается сотрудников наших посольств и других организаций, которые вынуждены длительное время пребывать за границей, и если они перемещают большое количество багажа, то они предъявляют справку, оформленную в этом зарубежном представительстве, о том, что они там находились длительное время. Если пассажир перемещает товары для личного пользования, но которые по стоимости превышают €10 тыс., он идет на "красный коридор", заполняет пассажирскую таможенную декларацию и оплачивает 30-процентную пошлину от того, что превышает сумму €10 тыс. Если пассажир перемещает товар для личного пользования, вес которого превышает 50 кг, он также идет на "красный коридор", заполняет пассажирскую таможенную декларацию и оплачивает пошлину", — рассказал он.
Существуют и ограничения по перемещению алкоголя. "Если у пассажира больше трех литров, но меньше пяти, он опять же приходит на "красный коридор", заполняет декларацию и оплачивает таможенную пошлину. В случае ввоза алкоголя в количестве более пяти литров применяется правило торгового оборота", — указал Береснев.
"Пожелания очень простые: если пассажир — законопослушный и порядочный гражданин, то ему не нужно бояться прохождения таможенного контроля. В любом случае, даже если он подойдет и спросит: куда ему идти, где зеленый, где красный коридор, как правильнее задекларировать те или иные предметы, ему всегда подскажут и всегда помогут", — отметил он.
Кинологический центр
Ведущий инспектор, лейтенант Кинологического отдела Шереметьевской таможни Полина Смотрякова рассказала, какие виды запрещенных веществ обнаруживают служебные собаки. "С помощью служебных собак обычно обнаруживают объекты СИТЕС — флору и фауну, наркотические, психотропные вещества, а также валюту и табак", — объяснила она.
Она также рассказала об особенностях подготовки и обучения собак. Изначально их всех натаскивают на запах валюты, табака, объектов СИТЕС, наркотических средств, и собака путем поиска выходит по запаху на объект контрабанды. В основном собак обучают правильному обозначению, используя различные методики. "Например, на пассив — когда собачка замирает и просто указывает на цель, либо на актив — когда собака царапает, и в зависимости от того, какого обозначения кинолог хочет добиться от своей собаки, такая методика и используется. То есть в основном для того, чтобы собаку обучить на пассив, объект прячут в баночку, и собака должна около баночки замереть — то есть собачку хвалят, когда она замерла. Если собака начинает царапать на активе, то ее хвалят, чтобы закрепить у нее это обозначение", — объяснила Смотрякова.
"Важна бдительность в таких делах"
Собеседница агентства рассказала о процессе отбора служебных собак. По ее словам, главное требование — доброжелательное отношение животного к людям. Кроме того, при выборе учитывают пищевую и игровую мотивацию собаки, и, исходя из этих факторов, подбирают подходящую собаку. "Конечно же очень важны способности именно поисковые: как собака будет в дальнейшем проявлять себя в работе в плане нюха. В нашем центре постоянно стараются обновлять какие-то методики, технологии, проходят разнообразные обучения, семинары. У нас очень много хороших методистов, которые проходят дополнительные курсы подготовки, и, конечно, на базе этих курсов готовят собак".
Также Смотрякова поделилась наиболее запомнившимся случаем в работе: "Недавно собака нашла в ручной клади у пассажира мармелад, а тот заявлял, что это CBD (каннабидиол — прим. ТАСС), который не содержит ТГК (тетрагидроканнабинол — прим. ТАСС), воздействующего на психику человека. Ни один тест не показывал, что там действительно есть какое-то содержание этого вещества, но благо все сработали оперативно, и экспертиза уже показала, что в этом мармеладе действительно содержится наркотическое вещество. Важна бдительность в таких делах", — отметила она.
Таможенный пост Аэропорт Шереметьево (грузовой)
Аэропорт Шереметьево (грузовой) является крупнейшим таможенным постом в России по объему обрабатываемых грузов, перемещаемых авиационным транспортом. В среднем за сутки там сейчас оформляется по прилету и вылету порядка 150 воздушных судов — как пассажирских, так и грузовых.
Заместитель начальника этого поста Самвел Мелконян рассказал, что в прошлом году порядка 75% ввезенных товаров перемещены в московский авиационный узел. "У нас самый крупный авиационный пост — 188 штатных единиц. Порядка 700-800 товарных партий каждый день размещаются на склады временного хранения, это порядка 500-600 т ежесуточно. При этом участники внешнеэкономической деятельности (далее ВЭД — ТАСС), экспресс-перевозчики нам постоянно заявляют, что объемы будут расти. Мы тоже на это реагируем, как путем прикомандирования дополнительных штатных единиц, так и усилением имеющихся за счет перераспределения функций должностных лиц. Около 700 тыс. индивидуальных посылок был наш рекорд оформления в сутки в предновогодний период, в черную пятницу, в дни скидок в интернет-магазинах", — рассказал собеседник агентства.
"Специфика авиационных перевозок заключается в том, что это не дешевая перевозка, но она гораздо выгоднее с точки зрения сроков доставки, поэтому очень многие участники ВЭД, которые перевозят срочные товары, необходимые для восстановления производства, используют этот вид перевозки. Наша задача — максимально сократить сроки таможенных операций, чтобы плюсы авиационной перевозки не упирались в какие-то наши процессы, но при этом без потери качества таможенного контроля. Здесь нам помогает автоматизация наших информационных систем — от объединения их в общую систему, когда можно проследить груз с момента поступления предварительной информации о нем, когда борт еще в воздухе, до момента выпуска и выдачи товара со склада временного хранения", — сказал Мелконян.
Он рассказал, что сегодня в работу таможни активно внедряются новые технологии. "Федеральная таможенная служба очень активно развивает информационные технологии. Сейчас выпускается довольно большой процент декларационного массива, помещается товар под процедуру с использованием алгоритмов авторегистрации и автовыпуска. То есть, осуществляется проверка всей документации, сведений о товарах в автоматическом режиме без участия сотрудника. Она занимает буквально секунды, минуты. И как только товар выпускается в автоматическом режиме, склад временного хранения также в автоматическом режиме получает информацию, что товар можно выдавать и он выдается. Поэтому для участника ВЭД процесс максимально быстрый, безболезненный и продуктивный", — отметил он.
Таможенным постом оформляется в день в среднем 150 тыс. индивидуальных накладных, а в период пиковых нагрузок их количество достигало 700-800 тыс. в сутки. Также активно используется автоматизированная система управления рисками для контроля за товарами, в том числе за назначением перемещения, чтобы под видом товаров для личного пользования не перемещались коммерческие партии, рассказал Мелконян. "Система подсказывает, проводит анализ на полугодовом срезе: что ввозило конкретное физлицо, какое количество, каким весом, и уже инспектор непосредственно принимает решение о подпадании под критерии перемещения товаров для личного пользования. Если есть подозрение, что это коммерческая партия, то, соответственно, идет уже другая работа", — сказал он.
"Чем больше товаров, тем внимательнее нужно совершать в отношении них таможенную операцию"
Собеседник агентства также рассказал о наиболее распространенных проблемах, которые возникают при таможенном оформлении грузов. "Если мы говорим именно про грузовое направление и уходим от перемещения экспресс-грузов, то наибольшее количество сложностей возникает при оформлении больших деклараций.
"В целях ускорения процесса проведения контроля активно применяются формы таможенного контроля, которые не подразумевают вскрытие грузовых мест и совершение в отношении них ряда операций — взвешивание и так далее. Это так называемое применение рентген-установок, которое позволяет визуализировать структуру объекта внутри и принять решение о соответствии или несоответствии заявленных сведений. Для работы с этими установками должностные лица проходят специальное обучение по радиационной безопасности, устройству и оборудованию рентген-установок, а также углубленную медкомиссию. Эти три критерия являются основными для допуска к этой работе. Сотрудники грузового поста в достаточном количестве обучены и применяют данные технические средства", — отметил Мелконян.
Он пояснил, что меры безопасности в аэропорту с учетом возросших угроз усилились. "На сегодняшний день в Шереметьево действует повышенный, третий уровень опасности. Усилены меры контроля к доступу на объекты, непосредственно приближенные к аэропорту, таких как наш грузовой терминал, где мы с вами сейчас находимся: это и просветка личных вещей, и контроль отсутствия металлических предметов на теле человека и так далее. Все это вследствие усиления мер безопасности в связи с возрастающей террористической угрозой", — сказал он.
Мелконян также поделился особенностями хранения ценных грузов. "Есть картины, которые стоят миллионы условных единиц. Понятное дело, что они застрахованы, но, тем не менее, лица, которые их ввозят на выставки, юрлица, например, несут за них ответственность. И они, конечно, хотят, чтобы, с учетом высокой стоимости и категории такого товара, он лежал где-нибудь отдельно: чтобы там была своя влажность, свой температурный режим и так далее. То есть склад во многом обеспечивает эти потребности", — рассказал он.
"Участники внешнеэкономической деятельности быстро реагируют на любые изменения"
По словам собеседника агентства, в течение трех лет объем перемещаемых грузов и количество воздушных судов снизились. "Сильно упал объем перемещаемых товаров, но он восстанавливается, динамику положительную мы наблюдаем год к году. Ушли многие авиаперевозчики, в основном европейские и американские авиакомпании. Но, опять же, участники ВЭД быстро реагируют на любые изменения, ищут новые логистические цепочки, находят их, и объем товаров и грузов потихонечку растет. В том числе у нас есть прямой рейс "Аэрофлота" из Мальдив, и помимо пассажиров, которые там отдыхают, прибывают и товары. То есть сейчас пассажирскими бортами довольно большой процент грузов летит к нам", — заключил собеседник ТАСС.
Мила Степанян