Крепкое здоровье и диплом: как получить права на самолет
Минпросвещения планирует расширить список специальностей, по которым проводят профессиональное обучение. К перечню добавят пилотов сверхлегкого воздушного судна и пилотов планера. Но авиацию можно сделать не только профессией, но и хобби, отучившись на частного пилота. Процесс схож с получением прав на вождение автомобиля, только денег придется потратить больше. Как получить права на самолет и за сколько можно купить воздушное судно, выяснила «Парламентская газета».
Какие экзамены и тесты нужно пройти
Профессиональное обучение — образование, призванное развить практические навыки для конкретной работы. Пройти такое обучение можно в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве или самостоятельно. Минпросвещения планирует расширить список профессий, по которым проводят такое обучение. Соответствующий проект приказа ведомства опубликован на официальном портале проектов правовых нормативных актов. Сейчас в список в разделе «Транспорт» входят, например, аэродромный рабочий, бортпроводник, боцман, вахтенный матрос. К ним добавят профессии пилота сверхлегкого воздушного судна, пилота планера и внешнего пилота.
Получить права для управления самолетом может не только человек, сделавший полеты своей профессией, но и почти каждый любитель. Правда, частные пилоты не могут заниматься коммерческими воздушными перевозками. Зато им можно взять на борт бесплатных пассажиров, например друзей или членов семьи.
Для этого нужно:
пройти обучение на курсах частного пилота, получить диплом о профессиональной переподготовке и пакет необходимых документов, пройти тестирование на соответствие полученных знаний в Росавиации, подать заявление на выдачу свидетельства частного пилота.
Сколько это стоит
Обучение пилота-любителя платное и длится от нескольких месяцев до года. В программу входят как теоретические, так и практические занятия. Летная подготовка должна составлять не менее 35 часов, а изучать теорию можно только очно. При этом будущему покорителю небес нужно соответствовать определенным требованиям, рассказали «Парламентской газете» в одной из авиационных школ Москвы:
возраст от 18 лет, наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, наличие соответствующего заключения врачебно-летной экспертной комиссии на частного пилота. Оно необходимо до обучения.
Верхнего предела возраста для учебы в школах не устанавливают, конечно, при условии, что человек прошел медкомиссию и у него нет медицинских противопоказаний. Стоимость обучения зависит от выбранной школы и в среднем обойдется в 1,1-1,5 миллиона рублей. Например, в одной из школ, где курс стоит 1,196 миллиона рублей, более миллиона приходится на летную подготовку, 16 тысяч рублей — на тренажерную и 148 тысяч — на теорию. В классах будущие пилоты изучают воздушное право, авиационную безопасность, общие знания о воздушных судах, навигацию и так далее.
Где взять самолет
В свидетельстве указывают, на каком типе воздушного судна человек учился летать, например одномоторный сухопутный самолет. Кстати, необязательно покупать свой, чтобы подняться в небо. Взять в аренду воздушное судно можно в учебных центрах и авиаклубах. Чаще всего это самолет Cessna-172. Аренда обойдется в среднем в 24 тысячи за час.
Если же покупать такой самолет в личное пользование, предложения можно найти в пределах от 5 до 13 миллионов рублей. Купить Cessna 150 °F 1965 года можно от 3,5 миллиона рублей, Cessna-152 — за 5-8 миллионов. Но это без стоимости доставки из-за рубежа и таможенных пошлин.
Цены не самая большая проблема, заверил «Парламентскую газету» авиаэксперт Роман Гусаров. Небольшой самолет можно купить по цене квартиры, если есть желание. Но дальше встает вопрос: как его содержать, где его хранить и как обслуживать? Существуют регламенты технических работ, да и вообще это удовольствие очень дорогое, отметил эксперт. Оно доступно, например, аэроклубам, которые занимаются обучением и за счет этого содержат технику, либо состоятельным людям. Поэтому пилоты-любители чаще берут самолет в аренду и платят за летный час.
В ближайшее время сегмент любительской авиации дешевле не станет, уверен Гусаров. Дорожают топливо и запчасти, да и в целом любительскую авиацию трудно назвать жизненно необходимым сектором.