Эксперт Мельниченко: Самолеты сталкиваются с домами чаще, чем многие думают
Генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Сергей Мельниченко прокомментировал "Российской газете" имеющуюся на данный момент информацию об авиакатастрофе Boeing 787 Dreamliner авиакомпании Air India, который потерпел крушение при взлете из аэропорта города Ахмадабад.
По предварительным данным, на борту находились 242 человека. Сигнал лайнера, по информации мониторингового ресурса Flightradar24, был потерян через минуту после взлета.
Комментарий
Сергей Мельниченко, генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов":
- Из Индии приходят сообщения, что в результате катастрофы Boeing 787 погибло более 100 человек. Это одна из крупнейших катастроф по количеству погибших и среди индийских авиакомпаний, и среди трагедий других авиаперевозчиков, произошедших в индийском воздушном пространстве. Устанавливается степень повреждений и возможной гибели людей на земле, причиненная разбившимся самолетом - по некоторым сообщениям, самолет разрушил несколько зданий, - рассказал эксперт. - Благодаря имеющемуся видео, можно говорить о том, что самолет по каким-то причинам перестал набирать высоту после взлета и "спланировал" в землю.
В поступающих новых деталях, как мне кажется, теряется одна из серьезных составляющих аналогичных трагедий. Любая авиационная катастрофа - трагедия для пассажиров, их родных и знакомых, но нередко в нее оказываются вовлечены и люди, находящиеся на земле. Представьте: те, кто занимается своими делами в кажущейся безопасности своих домов, никогда не ожидают, что в их гостиную вдруг врежется самолет или вертолет. А в последнее время, к сожалению, приходится учитывать и беспилотные воздушные суда.
Самолеты сталкиваются с домами чаще, чем многие представляют. И мало кто задумывается над тем, что после того, как самолет врезается в дом или здание, эмоциональные, физические и финансовые последствия могут быть столь же далеко идущими как для тех, кто находится на земле, так и для тех, кто находился на борту самолета.
Большинство столкновений самолетов с жилыми строениями и техническими постройками происходит вблизи аэропортов. Мы еще проанализируем статистику, и она наверняка будет показательной. Пока что в отношении нашей страны сразу вспоминается падение самого большого транспортного Ан-124-100 на жилые дома в Иркутске в 1997 году, когда при взлете отказали три из четырех двигателей. Тогда в самолете погибли все находившиеся в нем 23 человека, а также еще 49 человек на земле.
Если в аварийной ситуации пилот не может долететь до ближайшего аэропорта, то большинство летчиков стараются посадить самолет на свободном участке земли. Например, на большом травянистом поле или на пустой дороге, если речь идет о небольших самолетах. Если самолет испытывает серьезные трудности в воздухе, то авиадиспетчер обычно пытается направить терпящий бедствие самолет к ближайшей взлетно-посадочной полосе.
Это может подвергнуть опасности дома, окружающие аэропорты, поскольку самолет, испытывающий технические или другие проблемы, может не долететь до нужной посадочной полосы и случайно врезаться в находящийся поблизости дом. Тем не менее важно отметить, что дома, расположенные вблизи крупных международных аэропортов, в большинстве случаев никогда не пострадают от таких происшествий.
Можно отдельно вспомнить об авиапроисшествиях, когда находившиеся в пилотской кабине люди преднамеренно направляли воздушные суда в жилые или административные здания. Так, у всех на слуху угоны пассажирских самолетов и столкновения их с башнями Всемирного торгового центра, Пентагона и других зданий.
Однако есть ситуации, когда из-за определенных проблем пилоты не могут управлять полетом самолета, и он, несмотря на попытки вмешательства человека в управление, падает в заселенные районы города или деревни. Вспомним из недавней статистики падение в 2020 году на жилые кварталы Исламабада (Пакистан) самолета Boeing 737: погибли 97 из находившихся на борту 99 человек, но только один из находившихся на земле людей получил смертельные травмы. Еще 7 получивших травмы остались в живых. Наверное, на земле было мало пострадавших из-за того, что самолет "сел" посредине улицы.
И еще из истории воздушных трагедий, повлекших гибель людей на земле. Первый такой случай в результате крушения самолета произошел 21 июля 1919 года, когда в США разбился дирижабль Wingfoot Air Express. В Чикаго он врезался в здание компании Illinois Trust and Savings Building, в результате чего погибли трое из пяти пассажиров воздушного судна, а также десять человек, находившихся на земле.
Первая катастрофа крупного самолета, приведшая к гибели людей на земле, произошла 18 мая 1935 года, когда самолет "Максим Горький" столкнулся с самолетом сопровождения во время воздушного парада над Москвой, в результате чего погибли 45 человек, включая девять человек на земле. На то время АНТ-20 "Максим Горький" - советский 8-моторный пассажирский самолет, самый большой самолет своего времени с сухопутным шасси.
Преднамеренное столкновение рейса 11 авиакомпании American Airlines и рейса 175 авиакомпании United Airlines со зданиями Всемирного торгового центра во время терактов 11 сентября 2001 года стало самой смертоносной авиационной катастрофой по числу жертв на земле: в общей сложности около 2600 человек погибли на земле в результате этих двух катастроф и последующего обрушения зданий 1-го и 2-го Всемирных торговых центров.
Кроме того, наибольшее число погибших на земле в результате случайного падения самолета произошло 8 января 1996 года, когда самолет Ан-32 врезался в переполненный рынок в Киншасе (Демократическая Республика Конго), в результате чего на земле погибли по меньшей мере 249 человек.
В авиационной статистике есть еще один раздел: гибель людей во время проведения авиашоу. Одна из первых трагедий произошла 24 июля 1938 года в Боготе (Колумбия) на авиашоу "Санта-Ана", в результате которой погибли пилот и 52 человека на земле. С тех пор еще несколько катастроф привели к большему числу погибших на земле, последняя из них - катастрофа на авиашоу под Львовом (Украина) 27 июля 2002 года, ставшая самой смертоносной в истории авиашоу, в результате которой на земле погибли 77 человек.