Спасение пассажира Air India вызвало споры о самом безопасном месте в самолете

Cпециалисты подчеркивают: универсального безопасного места в самолете не существует. «Каждая авария индивидуальна, и невозможно предсказать выживаемость, основываясь на расположении кресел», – пояснил Митчелл Фокс, директор американской некоммерческой организации Flight Safety Foundation.

По словам Кума́ра, его близость к выходу на борту Boeing 787 Dreamliner, направлявшегося в Лондон, позволила ему покинуть салон самостоятельно. Он отметил, что противоположная сторона самолета оказалась заблокирована после удара о здание, и это сделало его путь к выходу единственным возможным.

Рон Барч, председатель совета директоров австралийской компании AvLaw Aviation Consulting, добавил: «В данном конкретном случае, поскольку пассажир сидел рядом с аварийным выходом, это, очевидно, было самое безопасное место в тот день. Но это не всегда 11А, это просто 11А в данной конфигурации Boeing 787».

Исследование, опубликованное журналом Popular Mechanics в 2007 году, показало, что в катастрофах с 1971 года пассажиры, находившиеся в хвостовой части самолета, имели более высокие шансы на выживание. Некоторые эксперты также отмечают, что расположение у крыла обеспечивает более стабильную конструкцию, но это не всегда определяющий фактор.

Вопросы безопасности усилились после инцидента с Boeing 737 MAX в январе 2024 года, когда в воздухе оторвалась панель с недостающими болтами, повредив соседнее кресло. Никто не пострадал лишь по счастливой случайности – сиденье было пустым.

Также, по словам экспертов, кресло у прохода может ускорить эвакуацию, но повышает риск получения травм от падающего багажа – явления, встречающегося чаще, чем крупные катастрофы.

Ключевым фактором безопасности, по мнению специалистов, остается соблюдение инструкций экипажа и внимательное отношение к процедурам в начале полета. Так, в январе 2024 года на борту Airbus A350 авиакомпании Japan Airlines, который столкнулся с самолетом береговой охраны в токийском аэропорту Ханэда, все 379 пассажиров и члены экипажа остались живы. Эвакуация прошла успешно во многом благодаря дисциплинированному выполнению инструкций, включая отказ от попыток взять с собой багаж.

Эксперты подчеркивают важность стандартных рекомендаций: подсчитывать количество рядов до ближайшего аварийного выхода, следовать маршрутам эвакуации, правильно использовать ремни и фиксаторы.

Митчелл Фокс также отметил, что благодаря технологическому прогрессу конструкции современных авиалайнеров стали безопаснее: «В конструкции салона самолета были достигнуты значительные успехи, которые повысили выживаемость при авариях на земле или вблизи нее».

Среди таких улучшений – напольная подсветка к аварийным выходам, системы обнаружения и тушения пожара, огнестойкие материалы и улучшенный доступ к выходам. Все это значительно увеличивает шансы пассажиров на благополучный исход в чрезвычайных ситуациях.