Никуда не летим: как вернуть деньги за «невозвратный авиабилет»
Зачастую россияне приобретают авиабилеты заранее - за пару месяцев до начала отпуска. Это позволяет сэкономить на покупке билетов, но с одним нюансом - в большинстве случаев они невозвратные.
Однако по истечении нескольких месяцев иногда происходят ситуации, когда билеты нужно сдать. В беседе с ИА RuNews24.ru юрист Светлана Стрежнёва раскрыла, в каких случаях это можно сделать.
Так, приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 ст. 786 ГК РФ покупка авиабилета удостоверяет заключение договора воздушной перевозки пассажира.
За перевозку пассажиров/багажа/грузов перевозчиком или уполномоченным агентом взимается провозная плата, которая определяется на основе установленного перевозчиком тарифа и сборов, предусмотренных Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утв. Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 № 155), а в случае заказа пассажиром дополнительных услуг повышенной комфортности - стоимости таких услуг (пункты 29, 30 Правил).
«При оплате и/или оформлении перевозки пассажиру предоставляется необходимая информация, в том числе сведения как об условиях договора воздушной перевозки пассажира и нормах бесплатного провоза багажа/нормах провоза ручной клади, так и об условиях применения тарифа с информацией об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы и правилах перевозчика (пункт 37 Правил)», - объяснила собеседница издания.
Провозную плату (стоимость билета) пассажиру обязаны вернуть (даже по «невозвратному тарифу») в следующих случаях, не зависящих от пассажира (пункт 41 Правил):
вынужденное изменение условий договора воздушной перевозки - отмена или задержка рейса, изменение перевозчиком маршрута, выполнение рейса не по расписанию; несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс в дату, указанную в билете или из-запродолжительного проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов; необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете; неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом; в иных случаях (внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что должно быть подтверждено медицинскими документами).
«Если пассажир решил отказаться от перелета по каким-то другим причинам, то возвращать стоимость билета по «невозвратному тарифу» перевозчик/уполномоченный агент не обязан», - заключила юрист Светлана Стрежнёва.