Как развивался сервис на борту самолета: технологично, комфортно, вкусно
К 2027 году в российских самолетах появится спутниковый интернет. Быстрый доступ будет реализован с помощью 5G-NTN. Для этого создается отечественная низкоорбитальная спутниковая группировка. Первые спутники уже в космосе. А к 2030 году космическая "сетевая армада" должна состоять из 292 аппаратов.
Опросы показывают: примерно две трети пассажиров считают интернет на борту авиалайнера едва ли не важнейшим удобством. Понятно. Работа, общение, развлечения - все давно переехало в Сеть. И даже на высоте 10 километров для многих просто необходимо проверять почту, обмениваться сообщениями в мессенджерах.
По словам специалистов, в мире используются различные варианты для организации полноценного доступа в интернет с воздушного судна. Через низкоорбитальные спутники - наиболее перспективный. Российские инженеры разрабатывают абонентский WiFi-терминал для "Суперджет", МС-21 и Ту-214. Это позволит обеспечивать стабильное подключение во время всего полета. Да, можно сколько угодно рассуждать о стремительном развитии супертехнологий. Но авиация - тот случай, когда все происходит буквально на глазах.
От перелета к сервису
С самого начала мировая гражданская авиация взяла курс на конкуренцию с землей необычными сервисами. Они стали важнейшими бонусами к скорости. Впрочем, самых первых авиапассажиров комфортом не баловали. Узкий фюзеляж, стулья за спиной пилотов, никаких ремней безопасности. Холодно, без подогрева.
Маленькую революцию в небе сделал конструктор Игорь Сикорский вместе с инженерами Русско-Балтийского вагонного завода. 10 декабря 1913 года в воздух поднялся "Илья Муромец" - первый пассажирский самолет с туалетом. До этого авиаконструкторы "кабинетом задумчивости" не заморачивались. Здесь же впервые еще разделили салон и кабину пилотов. Появились плетеные кресла, спальня, гостиная.
Коньком обслуживания в полете сразу стало бортпитание. В 1919 году британская Handley Page Transport впервые предложила завтрак. Не бесплатно: корзинка с закусками стоила три шиллинга, и они были только холодные. В 1936 году United Airlines установила на борту духовки. Но тоже без изысков: подавали жареную курицу. Новость о горячей "авиаеде" разлетелась по обе стороны океана. И прижилось везде.
В СССР во Внуково в 1955 году стал работать спеццех по приготовлению бортового питания. А чуть позже журнал "Гражданская авиация" сообщил: "В июле 1958 года совместным приказом Министерства торговли СССР и Главного управления Гражданского воздушного флота было введено бесплатное трехразовое питание для пассажиров многоместных скоростных самолетов".
Настоящий салон-ресторан появился на борту Ту-114, который впервые взлетел в 1957 году. Тогда это был крупнейший пассажирский самолет в мире. Фюзеляж имел две палубы. На нижней - багажные отсеки, комната отдыха экипажа и кухня. Поначалу на борту даже был повар. На верхней палубе были предусмотрены три салона и четыре купе. Когда стало больше пассажиров, купе и столики в ресторане убрали. Салон впервые оборудовали кнопками вызова стюардессы, а подлокотники кресел -выдвижными пепельницами.

Одним из самых комфортных самолетов считался Ил-18. Искусственный микроклимат, который создавался системами наддува и кондиционирования, мягкие кресла с откидывающейся спинкой и столиками, с карманом для газет и журналов... Тогда - роскошь.
"Сексизм" в небе
Самой первой стюардессой в мире в мае 1930 года стала американка Эллен Черч, по специальности медсестра. Авиакомпания Boeing Air Transport (ныне - United Airlines) решила взять именно женщину с медобразованием, чтобы она помогала пассажирам в полете. Отбор первых стюардесс был "пропитан сексизмом": претендентки должны были быть не старше 25 лет, не замужем, без детей, весом не больше 54 кг и ростом до 1,52 м.
А первой стюардессой в СССР в 1939 году стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. 5 мая 1939 года она впервые обслужила рейс Москва - Ашхабад на 21-местном ПС-84 (Ли-2). Пассажиры находились в пути 13 часов с двумя посадками. При этом стюардессу называли буфетчицей, а в штатном расписании она значилась кладовщицей. Вот что рассказывала Эльза: "Техника такая: берешь большущий чемодан - чем больше, тем лучше. Кладешь туда вилки, стаканы, тарелки, продукты, которые купила под отчет в аэропортовском ресторане, ну и разную прочую мелочь, и тащишь все - килограммов сорок - в самолет. Приходишь часа за два до вылета. Если в порту запарка, если в салоне не убрано, превращаешься в уборщицу - драишь самолет до полного блеска. Потом готовишь бутерброды, закуски, а там и посадка начинается". Официально должность бортпроводника у нас была утверждена позже, но в том же 1939 году.
Айда в кино!
6 апреля 1925 года пассажиры британской Imperial Airways едва ли не впали в ступор, когда им показали блокбастер "Затерянный мир" по роману Конан Дойла. Первый немой фильм на борту самолета со звуком. Это стало возможным благодаря радио. Звуковое сопровождение исполнял оркестр Берлинской филармонии...
В 1960-х годах 16-миллиметровый кинопроектор прописался в салоне пассажирского Ан-10. Во время сеанса все видели "картинку", а звук шел через персональные наушники. Видеосистемы с телевизорами "Юность" были установлены в салоне Ту-134, выполнявших рейсы Москва - Ленинград и Ленинград - Киев. А в 1980-е на борту Ил-86 появились большие экраны для показа фильмов.

К слову, дисплеи в подголовнике кресла впервые появились на Boeing 747 Northwest Airlines в 1988 году. На борту многих современных лайнеров дисплеи превратились, как сказал кто-то, в панель управления воздушным "развлекательным центром". Появились цифровые системы, которые позволяют добавить к видео- и аудиоконтенту интерактивный. Те же видеоигры. По идее еще до вылета можно подобрать для себя нужный контент.

Факт истории
3 мая 1962 года Trans World Airlines первой в мире разрешила звонки по телефону с борта самолета. Это было на рейсах из Чикаго в Сент-Луис. Миллионер Говард Хьюз, придумавший новацию, оплачивал расходы из своего кармана. Первый звонок был смешной: пассажирка просила соседку проверить, выключила ли она перед выездом в аэропорт... утюг.